16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Аспекты SEO при разработке нового сайта

07.05.2009

Алексей Довжиков, Тимофей Квачев, компания TRINET

С каждым годом все больше доля сайтов, которые не создаются на пустом месте, а приходят на смену сайтов уже существующих. Причины могут быть очень разными - ребрендинг, редизайн, расширение ассортимента, смена технической платформы CMS, осознание несовершенства существующего сайта, внедрение новых сервисов и многое, многое другое.

В подавляющем большинстве случаев, даже за успокоительным словом "редизайн" скрывается полная переделка сайта, сопровождающаяся сменой CMS и структуры сайта. Смена структуры приводит к тому, что ранее "прокачивавшиеся" страницы с хорошими позициями в поисковых системах, перестают существовать, и пропадает труд многих месяцев, стоивший немалых денег, теряются позиции в поисковиках и, как следствие, посетители и доходы. Подобная ситуация стала настолько привычной, что практически никого не удивляет и воспринимается как неизбежное зло.

Тем не менее, переход на новый сайт можно сделать плавным и практически безболезненным. Сегодня я постараюсь коротко рассказать об общих принципах запуска новых сайтов с точки зрения SEO и описать используемые в TRINET практики запуска новых проектов, приходящих на смену своим предшественникам.

Первым этапом следует считать анализ существующих позиций сайта, а именно: снятие позиций по топовым для сайта запросам и составление списка соответствий запросов страницам сайта (URL-ов). При условии наличия списка основных запросов можно воспользоваться различными сервисами, помогающими определить позиции и подготовить список соответствий. Как пример, можно назвать программу site-auditor: она имеет интуитивно понятный интерфейс и доступна бесплатно. Таким образом, любой вебмастер, имеющий минимальные знания и опыт в области продвижения сайтов, может воспользоваться этой программой.

Отдельно необходимо отметить ситуацию, когда список запросов неизвестен. В таком случае, определить ключевые для сайта запросы возможно с помощью различных сервисов статистики. Рассмотрим наиболее частый случай, когда на сайте установлен счетчик LiveInternet (принято считать, что именно этот сервис статистики предоставляет наиболее объективную статистику посещений страниц сайта и других показателей). При переходе в статистику по сайту можно воспользоваться пунктом меню "позиции в Яндексе" и увидеть, по каким именно запросам посетители наиболее часто переходят на страницы сайта, а также позиции по данным запросам. Еще одним инструментом может считаться Панель вебмастера в Яндекс. С недавнего времени в Панели также появилась возможность отслеживать переходы на сайт по определенным поисковым запросам, а также процентное соотношение позиции запроса и переходящих по ней посетителей.

После того, как мы отметили наиболее интересные для нас запросы и адреса страниц, следует обратить пристальное внимание на основные факторы определения релевантности страниц сайта, участвующих в результатах ранжирования поисковых систем.

При смене дизайна и изменении структуры сайта, следует помнить про основные факторы, такие как: адрес страницы URL, содержимое тега <title>, содержимое страницы и расположение элементов навигации.

Рассмотрим более подробно влияние каждого фактора на положение сайта в результатах поиска. При внесении изменений на сайте, таких как редизайн, необходимо уделять пристальное внимание адресам страниц, участвующих в продвижении. При редизайне старого сайта и смене системы управления, адреса страниц могут измениться. Идеальным решением в случае возникновения такой ситуации станет 301 Редирект на страницу нового сайта, соответствующую странице старого. Но в таком случае, временное проседание позиций (их снижение) практически неизбежно. Присвоение страницам нового сайта соответствующих адресов страниц старого позволит сократить до минимума такое снижение позиций (при условии использования 301 редиректа). Важность данного фактора в том, что внешние ссылки на сайт указывают на адрес одной страницы, а на новом сайте у этой же страницы имеется другой адрес. Склейка адресов страниц (замещения одного другим) может весьма затянуться во времени и условие минимума для потерь по позициям не будет соблюдено.

Перейдем к следующему важному фактору. Условие минимума снижения позиций возможно при прямом соответствии содержимого тега <title> на страницах нового сайта содержимому этого тега на страницах старого сайта. Исторически сложилось, что поисковые системы при определении релевантности страницы определенному запросу первым делом учитывают соответствие содержимого тега <title> данному запросу (наличию запроса в содержимом тега).

Последним к рассмотрению фактором станет содержимое страниц сайта и расположение элементов навигации. Понятно, что при смене дизайна структура навигации на сайте может измениться коренным образом. Повлиять на такие изменения крайне сложно или может быть невозможным. Поэтому сохранение элементов навигации в существующем порядке при редизайне задача довольно сложная и не всегда осуществимая. Важность сохранения структуры навигации прежде всего в том, чтобы сохранить внутренние связи между страницами (перелинковку) или изменить ее, но с минимальными потерями. Выходом может послужить тот факт, что при создании нового дизайна и структуры сайта, будет учтена старая структура расположения разделов сайта и наличия ссылок для переходов внутри страниц, т.е. связи страниц внутри сайта будут максимально сохранены.

Под содержимым страниц сайта будем понимать тексты и картинки, расположенные на них. При изменении дизайна сайта по возможности следует сохранять тексты и их форматирование на страницах, а именно наличие в тексте таких тегов как: тег заголовков <H1>, <H2> и др., тег выделения слов внутри текста <b> и <strong>, а также сохранять содержимое атрибутов тегов <image> и <a href> - alt и title соответственно.

Рассмотрев приведенные выше общие принципы, давайте попробуем перейти к описанию практик, используемых у нас. Основная идея заключается в том, что новый, свежеразработанный сайт подкладывается несколько измененный старый сайт, между ними устанавливается дополнительная скриптовая прослойка, функционал которой я опишу ниже.

Для начала, расскажем, что же скрывалось за словами "несколько измененный старый сайт": в шаблонах старого сайта меняется основное навигационное меню, меняется так, чтобы ссылки из него вели на страницы нового сайта.

Что немедленно после запуска дает такая "многослойность"? При обращении к сайту возможны несколько вариантов:

  1. Пользователь вводит в браузере адрес сайта и попадает на новый сайт.
  2. Пользователь попадает на сайт по ссылке, которая ведет на страницу, существующую на новом сайте.
  3. Пользователь попадает на сайт по ссылке, которая существовала на старом сайте, но отсутствует на новом.

Во всех трех случаях пользователь (впрочем, как и поисковик) видит запрошенную страницу. Так происходит даже в 3 варианте. Единственно, что в этом случае пользователь попадет на старый сайт, правда, все ссылки из навигации будут вести на новый.

Таким образом, при запуске нового сайта мы не получаем 404-ой ошибки практически по каждому адресу старого сайта. Но зачем же тогда мы создавали новый сайт, если все старые ссылки, все завоеванные в поисковиках позиции ведут не на новый, с таким трудом разрабатывавшийся сайт, а на сайт старый, надоевший и устаревший?! И вот тут вступает в силу еще один компонент нашего подхода - уже упоминавшаяся скриптовая прослойка.

Функционал этой прослойки должен выполнять несколько достаточно простых операций: во-первых, собирать статистику обращений к страницам старого сайта, находящемся в "нижнем слое", а во-вторых позволять настраивать соответствия страницам с старого сайта на страницы нового сайта, при этом производить редирект со старых страниц на новые разделы сайта. Подобный скрипт не представляет большой сложности и может быть написан за 30 - 500$ любым фрилансером.

Как это выглядит на практике? Допустим, у нас есть старый сайт, на котором существует страница, "прокачанная" под какой-нибудь ценный и высоко-конкурентный запрос. На новом сайте страницы с таким адресом нет, и все пользователи попадают на соответствующий раздел старого сайта. Мы замечаем этот факт в статистике обращений к старому сайту, и в настройках нашей "прослойки" задаем адрес новой страницы, соответствующей целевому запросу. В результате, при следующем обращении, пользователь увидит новую страницу. При этом в заголовке сервера, в полном соответствии с протоколом HTTP, будет передан код 301 Permanent Redirect, т.е. сообщение о том, что данная страница навсегда перемещена по указанному адресу. Таким образом, пользователи и поисковые роботы будут корректно перенаправлены на новый адрес, адрес-источник и цель "склеятся", на новую страницу будут переданы ссылки и вес старой страницы. За счет этого не произойдет появления "битых" ссылок и последующего падения позиций сайта.

Такой "перевод стрелок" не ограничен во времени и может занимать сколь угодно длительное время. Естественно, что переадресация для самых важных и часто запрашиваемых страниц будет проведена очень быстро, но в целом процесс такого "сопоставления" может длиться несколько месяцев без каких-либо негативных последствий.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты