16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

История Google как способ заработать деньги

03.07.2008

Михаил Демидов

В мире ИТ часто работает теория «карликов» и «великанов» – «карлик»-журналист становится «на плечи» «великану»-ИТ-персоне или фирме и начинает детально разбирать ее историю, критикуя ее слабые и восхищаясь сильными сторонами. Успех компании Google – типичный тому пример, когда подойти объективно к его объяснению достаточно сложно. К счастью, двум авторам, Дэвиду Вайзу и Марку Малсиду, удалось это сделать. Результатом их деятельности стала книга «The Google Story», переведенная на русский язык как «Google: Прорыв в духе времени».

В предисловии, которое написал В. Долгов, директор представительства Google в России, есть сакраментальная фраза: «Хочу предупредить: есть большая группа людей, которым ни в коем случае нельзя читать эту книгу. Это студенты и преподаватели бизнес-школ». Это действительно так, потому что история Google описана в этой книге как биография одного поисковика, как если бы поисковая машина была человеком. Может ли быть такое? Ответ: да, может, так как два создателя Google, выходец из СССР Сергей Брин и американец Ларри Пейдж, подходили к своему делу, принесшему им через несколько лет миллиарды долларов, как к странице своей личной жизни. Конечно, Америка – это страна возможностей, и только в ней возможно такое стечение обстоятельств, которое позволило двум образованным (в отличие от некоторых других деятелей ИТ-индустрии) аспирантам Стендфорда стать всемирно знаменитыми и войти в историю мировой культуры со словом «Google». Но довольно уже петь дифирамбы Google, пора бы рассмотреть основные теоретические составляющие книги.

Концептуально все содержание рассказа строится на жизнеописании Ларри Пейджа и Сергея Брина в период их обучения в Стендфорде и последующей разработке поисковика Google, продолжающейся до сих пор. Если отбросить в сторону первые десять глав, то особо сильно смысл не изменится, но, тем не менее, ключевые понятия понять будет сложнее. Важно понять, что в 1998 году, в год выхода Google из университетской среды, в мире господствовали совсем другие технологии: Yahoo! представлял обыкновенный каталог сайтов, а Altavista не могла в списке сайтов поиска выдать стартовую страницу фирмы. Революцией стал введенный Ларри Пейджем и названный его именем механизм PageRank, ранжирующий страницы через размещение ссылок на других страницах. Этот принцип позаимствован с правил хорошего тона при написании научных монографий – чем больше цитат на одну статью, тем выше ее значение и научная ценность. Кстати, в книге так и не рассказано о реализации идеи «загрузить весь Интернет на компьютер», выраженной в том, что два аспиранта включили в индекс некоторое количество секретных служебных материалов, а также про то, что идея PageRank витала в воздухе не только у тандема Пейдж–Брин, но и у создателя Yahoo! Янга. Зато, в типично американском духе, целая глава посвящена тому, как два аспиранта умудрились уговорить две соперничающие инвестиционные компании дать им деньги только под идею.

Образ героев книги – помимо Пейджа и Брина мелькают фамилии их друзей и коллег (например, Джеффри Дин, инженер-программист Altavista, перешедший в Google, или Йосси Варди, создатель ICQ), но общий их индекс чем-то напоминает, с одной стороны, «Властелин колец», с другой стороны, «Войну и мир». Американские журналисты живописуют создателей Google как неких американских парней, у которых появилась отличная бизнес-идея, но которые носились с ней, как с золотым яйцом, не зная куда пристроить. Остальное их окружение, в отличие от создателей Google, всегда четко отдавало себе отчет в том, что им нужно делать. Ларри Пейдж и Сергей Брин не только создали поисковой гигант Google, но и заложили новые основы для ведения сетевого бизнеса. Слагаемые политики Google авторы книги усматривают в ориентации на результат для пользователя, а не для зарабатывания денег, в вере в собственные силы и успех за счет максимального использования имеющихся ресурсов, а также принцип «не навреди». Этот принцип, по мнению создателей книги, состоял в том, что поисковик не размещал на своих страницах рекламные модули, что было основным источником дохода на конкурирующих веб-сервисах. В книге то и дело мелькают бесподобно наивные высказывания в духе: «Эти стандарты отражают философию «Не навреди!» и ценности основателей Google – прежде всего, Сергея Брина, который уполномочен принимать решения относительно того, какая реклама появится на страницах с результатами, а какая – нет». На самом деле, через несколько страниц данный тезис несколько корректируется – рассказывается, в частности, о том, что Google первой ввела аукционный вариант продажи рекламы, состоящий в том, что места на рекламной площади страницы выдачи приобретаются путем открытого конкурса. Этот принцип сохранился до сих пор, практически не видоизменившись, несмотря на стремительно изменяющиеся бизнес-стратегии. Но это вовсе не означает, что Google – архаичная компания, состоящая из ретроградов. В настоящий момент именно ее нововведения становятся де-факто стандартом для развития Интернета. Философия компании, как ее обозначают авторы книги, строится на идеальной вере ее создателей в то, что всем желающим можно будет предоставлять какие угодно данные в любое время. Акцентирование роли пользователя в развитии компании последовательно проводится на протяжении всего времени ее существования, что является одним из факторов продолжающегося успеха и в социальном измерении Web 2.0. В книге, безусловно, рассказывается и о некоторых ошибках Google, самой крупной из которых стало появление рекламных ссылок в интерфейсе почты Gmail. Это стало одним из крупных «провалов» компании, когда определенный процент ее пользователей стал бояться сохранения своей анонимности: «Мне сложно это объяснить, но у меня возникло странное ощущение, что меня гуглят» – эта фраза из комикса появилась незадолго до запуска почтового сервиса, объединенного с поиском. Сейчас никто не скажет ничего плохого против такого объединения, вписывающегося в систему социального веба, но в 2004 году такие «вещи» считались революционными.

В книге достаточно подробно описана обстановка и указаны причины выхода компании на фондовый рынок. Если придерживаться точки зрения авторов, то Google не вышла бы на IPO, если бы в нее не вложились две инвестиционные компании, заставив перед этим нанять в штат управляющего директора (Эрика Шмидта). По основному соглашению, выход компании на IPO должен привлечь дополнительный капитал к Google и открыть ее финансовую статистику для инвесторов (компания оставалась пока закрытым акционерным обществом). Но Сергей Брин не был бы Сергеем Брином, если Google вышли на рынок ценных бумаг на Уолл-стрит как все. Компания предоставила возможность своим потенциальным инвесторам выбирать стоимость акции, находящуюся в диапазоне от назначаемой компании. Вдруг оказалось, что миллионы американских пользователей Google, которые никогда до этого не участвовали в торгах на фондовой бирже, теперь имеют возможность приобрести несколько акций (от 5 штук) своей компании и претендовать в будущем на дивиденды. Но параллельно в дело были запущены судебные иски различных фирм, в частности, Overture (дочерняя компания Yahoo!), о нарушении авторского права в ходе создания механизма размещения рекламных ссылок. Google подверглись достаточно сильному давлению (да и сейчас подвергаются) со стороны судов, фиксирующих нарушения авторских прав со стороны компании. Это привлекло дополнительное внимание СМИ (особенно курьезен случай с интервью журналу Playboy) к Google в 2004 году и ознаменовалось достаточно серьезной критикой как со стороны инвесторов, так и со стороны бизнес-аналитиков. Тем не менее, уже вскоре после выхода на IPO, осенью 2004 года, Брин и Пейдж будут вынуждены совершить знаменитый разворот в небе, чтобы отсрочить подписание договора AOL Europe и Yahoo. Это стало эпохальным событием 2004 года, которое определило задачи противостояния двух поисковых систем в плане предоставления дополнительных пользовательских сервисов. Особое внимание авторы уделили появлению сервиса Google Books, предоставляющего бесплатно доступ к электронному книгохранилищу научных монографий и публикаций, а также «сердцу» Google – AdWords. Последний позволял компании наращивать базу сайтов, на которых установлены партнерские рекламные ссылки Google, позволяющие их владельцам получать доход, а поисковику – усиливать свое присутствие в Интернете: логотип и окно поиска Google присутствуют на главных страницах тысяч веб-сайтов, в том числе AOL, The New York Times и Univision. Это позволило обеспечить стабильный рост акций Google и привлечь дополнительных инвесторов, что не могло пройти незамеченным для Microsoft. Последние главы книги посвящены именно этим сложным взаимоотношениям, выразить которые авторы смогли словами Стива Балмера: «Черт возьми, я уничтожу Google!». Завершается история компании ее выходом на китайский рынок со всеми перипетиями запрещения работы поисковика и футуристичным призывом «гуглить гены».

Книга написана в оригинале живым языком, что, конечно, не всегда удавалось передать отечественным переводчикам, решившим подсократить оригинальный текст, убрав из него некоторые выкладки авторов. В итоге перед нами вышел очередной опус, в котором американцы удивляются примерно 5 раз за главу и примерно через каждые 15-20 страниц появляются одни и те же мысли. В то же время книга очень толково повествует о создании Google, что автоматически вписывает их (и книгу, и поисковик) в анналы истории ИТ-рынка современности.

 

Источник: Вайз Д. Google. Прорыв в духе времени / Д.А. Вайз, М. Малсид – М.: Эксмо, 2007. – 368 с.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты