16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Простыми словами о сложном звуке

19.06.2000

- Проходите, гости! Мы вот тут сидим, колбасу едим, музыку хорошую слушаем, и вы садитесь музыку слушать!
(Афоризм)

Писать о музыке - все равно что танцевать об архитектуре. И все-таки хочется немного поговорить о ней. Эта статья не является обзором или рекомендацией, а скорее представляет собой размышления на тему причин популяризации цифрового звука. Много уже сказано о том, что может принести в каждый дом персональный компьютер. Он - верный помощник, преданный слуга, надежный сотрудник, добрая нянька, мудрый учитель. Это букет развлечений и огромный рабочий инструментарий. Это ворота в удивительный мир информации. А еще компьютер открывает перед нами широкий спектр возможностей для творчества, таких, как программирование, работа с графикой и многое-многое другое. Одной из таких многочисленных областей является компьютерная музыка - звуки и цифры в совокупности с мощным инструментом управления ими - вашим компьютером.

Звуковая стихия - то, без чего мы не ощущали бы и не воспринимали мир таким, какой он есть. Музыка способна воздействовать на наше настроение, управлять нашими эмоциями, "заряжать" нас энергией и исцелять. Существует одна древняя английская легенда о барде и воине времен истребления и изгнания племени кельтов. Завоеватели преследовали кельтов даже в лесах, где те пытались укрыться от врага маленькими группами. И вот одна семья была выгнана из леса, прижата к обрыву над рекой и окружена врагами. Тогда женщина-бард достала свою флейту и начала играть. А кельтский воин, выхватив меч, бросился на сотни окруживших его семью варваров. И пока лилась над рекой печальная музыка, защитник оставался неуязвимым для оружия врагов, а они один за другим падали замертво возле его ног. Вот бард сражен стрелой, но ее флейту подобрал один из детей воина, затем второй... Не один десяток врагов пал от меча воина-кельта. Оставшись один, он лишь презрительно расхохотался в лицо обезумевших от страха варваров и, подхватив драгоценную флейту, бросился в речной поток. Так он унес с собой секрет чудесной музыки кельтов.

Музыкой можно передать то, что невозможно объяснить словами или же описать изображением. Недаром основной способ общения между большинством живых существ - это набор звуков, который в процессе эволюции создал речь с ее интонациями, понятными без слов. "Ах, не дели ты с музыкой слова, они, как мы с тобой, неразделимы, а если не сольются воедино, то лгут слова, а музыка права". (Бродский)

Какие же возможности по работе со звуком открывает перед нами персональный компьютер? Некоторые люди считают, что звук на компьютере - это лишь атрибут многочисленных игр - и именно в этом видят смысл покупки звуковой карты и колонок. Что же - такой подход, несомненно, упрощает выбор устройств и снижает уровень требований к ним, однако многие возможности, заложенные в любую, даже самую простую звуковую плату, не используются конечным пользователем. А меж тем их количество достаточно велико.

В первую очередь компьютер, оснащенный колонками и звуковой картой или CD-приводом (а лучше всего и тем и другим), может быть использован как обычная домашняя музыкальная студия для прослушивания готовых произведений. Конечно же, подобного рода студии можно предъявить множество претензий по качеству воспроизведения звуков, если сравнивать ее с серьезной и дорогой музыкальной аппаратурой. Однако в большинстве случаев, для массового покупателя, этот критерий не является главным. Кроме того, подключение нормальной акустики может, так или иначе, решить эту проблему. Вы всегда можете соединить свою звуковую карту с усилителем, на роль которого вполне подходит ваш старый магнитофон или проигрыватель с хорошими и мощными динамиками. Или же можно потратить деньги на дорогие активные колонки, но все равно в совокупности с покупкой звуковой карты это вам обойдется дешевле, чем приобретение музыкального центра с аналогичным качеством звучания. Да и возможностей гораздо больше. Например - коллекционирование музыки и домашняя музыкальная библиотека. Порой нам приходится покупать диски или кассеты целиком, ради одного лишь произведения того или иного композитора или исполнителя. Но технология оцифровки звука с помощью компьютера может помочь нам решить эту проблему. Вы просто берете диск на прокат, или у друзей и с помощью любой из множества разработанных для этой цели программ легко и быстро переводите композицию в звуковой файл, хранящийся на вашем компьютере и готовый к воспроизведению. Таким образом можно собирать уникальные коллекции и подборки композиций при незначительных затратах, несоизмеримых с покупкой гигантского количества компакт-дисков и кассет, которые, кстати, со временем могут испортиться. Файл же будет храниться, покуда исправен носитель (например, ваш HDD), его можно записать на компакт-диск, наконец, просто стереть. Разработанные форматы сжатия оцифрованного звука позволяют значительно сэкономить место на вашем носителе, однако ухудшают качество воспроизведения. Это связано со спецификой технологии подобных форматов. И тем не менее это вполне приемлемое решение для создания собственных коллекций, рассчитанных на повседневное использование пользователями без требовательных запросов. Одним из таких форматов, несомненно наиболее популярным на сегодняшний день, ввиду широчайшего распространения, является MPEG Layer3 или MP3, разработанный Fraunhofer IIS и THOMSON, позже утвержденный как часть стандартов сжатого аудио и видео. Этот формат позволяет кодировать оцифрованные звуковые файлы с определенной (в зависимости от требований) потерей исходного качества, возрастающей попорционально увеличению сжатия. Вы можете разместить на компакт-диске вплоть до 12 часов непрерывного звучания музыки, в зависимости от степени сжатия конечных файлов. Уже сейчас вместо плейера или карманного cd-проигрывателя можно приобрести одну из многочисленных моделей компактного MP3-плейера, позволяющего записывать ему в память ограниченный набор mp3-файлов и впоследствии проигрывать их, так же как вы проигрывали бы кассету в вашем плейере. Преимущества свободы выбора и удобства подборки коллекций налицо. Одним из самых старых, но в то же время часто используемых форматов является формат WAVE (WAV), где звук просто переводится из аналогового в цифровой (поскольку компьютер ничего не знает, кроме "1" и "0") без каких либо ухищрений и оптимизаций, таким образом мы получаем достаточно не маленький файл (ориентировочный размер 50 Мб - время звучания 5 мин). Это стандарт, который поддерживают практически любое программное обеспечение. Кстати, обыкновенные CD с музыкой также записаны в этом формате, но не в явном виде. И простым копированием таких файлов на жесткий диск добиться успехов вам не удастся. Файлы типа Track01.cda на самом деле не существуют. Это всего лишь автоматически создаваемые ярлыки для песен на диске, которые определяются программно. Однако преобразование формата cd-audio в формат WAV является наиболее простым и быстрым, а главное, позволяет сохранить исходное качество.

Следующее, чего можно добиться от своей домашней музыкальной студии на базе компьютера, - это возможность творить и создавать. Ничего подобного вы не добьетесь от любого, даже самого дорогого и качественного музыкального центра. А ведь в каждом из людей помимо потребителя где-то, в глубине души, живет создатель. Домашняя студия позволяет в считанные минуты обратить мечты в реальность, поскольку даже ребенок, обладающий определенным опытом управления компьютером, может постичь основы работы с музыкальными программами-редакторами, и создать свое собственное произведение, свой микс, весьма приемлемого качества. Многие профессиональные музыканты весьма скептически относятся к компьютерным композициям. Живой звук - это живой звук... но ведь с этим никто и не спорит - более того, сравнивать неподражаемое живое звучание и компьютерный синтез звука не совсем корректно - это разные вещи, разные области. Например, такие гранды и мастера электронной музыки, как Китаро или Ванджелис, предпочитают использовать аналоговые синтезаторы для работы над своими произведениями. Однако в команде у каждого из них есть специалисты по компьютерной обработке звука - и такую обработку проходит каждая новая композиция, получая дополнительные эффекты звучания, поражающие наше воображение своей красотой и мощью. Кроме того, красота звучания - это вообще дело вкусов и предпочтений. И вообще: "Иногда красивый звук бывает так же неуместен в музыке, как был бы неуместен красавец-мужчина без грима в роли Квазимодо" (Н. Перельман).

При работе над своими собственными композициями вы можете использовать стандартный набор инструментов, зашитый в каждую звуковую карту, и создавать свои произведения с помощью специальных программ-редакторов. Можно также приобрести MIDI-клавиатуру или синтезатор с возможностью подключения через MIDI-порт к вашей звуковой карте, и это еще на один шаг приблизит вас к обладанию профессиональной электронной музыкальной студией композитора. Звуковой формат MIDI был придуман с появлением синтезаторов. Их конструкторы понимали, что записывать музыку в формате WAVE было бы расточительным, так как потребовалось бы значительное количество памяти. Кроме того, зачем, нажимая на клавишу заставлять синтезатор воспроизводить звук с определенной высотой, окраской, длительностью, а затем вновь преобразовывать его для хранения на компьютере. Гораздо легче присвоить каждой нажимаемой клавише свой цифровой код (он постоянен), задаваемый тон звучания (он также постоянен), дополнить его переменным кодом длительности звучания и силы нажатия клавиши и посылать все это прямо в память компьютера. При воспроизведении этой "смеси" звуковая карта сама распознает коды и проиграет звуки, соответствующие данным кодам. Примерно так получилось не что иное, как стандартизированная компьютерная нотная грамота. Всего стандартный Миди-формат поддерживает звучание 128 музыкальных и набор ударных инструментов. А в результате того, что данному формату не нужно передавать и хранить в файле сам звук (wave-файл), этот формат стал одним из самых экономичных и остается таким до сих пор. Недостатком формата Миди является то, что синтез звука по командам из воспроизводимого файла осуществляется установленной звуковой картой. Это привело к тому, что синтез различных инструментов на различных системах оказался достаточно отличимым. Кроме того, существует ряд программ, позволяющих работать с интеграцией форматов MIDI и WAV, позволяющих микшировать (смешивать) в себе MIDI-часть и кусочки WAV. Подобными свойствами обладают такие форматы, как IT, XM, S3M и прочие, называемые иначе модулями. А наиболее популярными их редакторами являются и по сей день Fast Tracker и Impulse Tracker.

Следующий ряд возможностей студии электронной музыки также практически недосягаем в привычных для большинства потребителей магнитофонах и музыкальных центрах. Это визуализация звука, позволяющая получать очень интересные графические формы изменения частоты, глубины, высоты звука и прочих его характеристик. Например, подобную возможность предоставляет универсальный проигрыватель WinAMP, получивший гигантское распространение через Интернет ввиду своей компактности и относительного удобства интерфейса. С помощью плагинов (plug-in - специальных библиотек, подключаемых к программе) вы можете полюбоваться потрясающими моделями графического представления звуковых волн. В настоящее время несколькими компаниями ведется разработка редакторов подобных форм, чтобы сам композитор мог придать своей музыке ее внешнее отражение.

Еще одним направлением в разработке электронной музыки стали различные стандарты 3D-sound - объемного звучания, позволяющего "погружаться" в музыку, с головой уходя в звук. Дело в том, что реализация такого рода стандартов в звуковых картах для компьютеров гораздо более проста, нежели добавление подобных эффектов в музыкальные центры и прочую аудио-аппаратуру. На сегодняшний день существует несколько стандартов, поддерживаемых различными производителями: A3D (от Aureal), 3D RSX (от Intel), SRS 3D Sound и TruSurround (от SRS Labs). Помимо серьезных технологических различий разработки отличаются способом реализации - стандарт от Intel является исключительно софтовым эмулятором. Кроме того, стоит отметить, что ни один стандарт не будет существовать сам по себе без программной поддержки - тоесть программа, с которой вы в данный момент работаете, должна позволять вам использовать преимущества того или иного стандарта.

Итак, как вы поняли, наличие звуковой карты позволяет вам не просто прослушивать музыку, но и работать с ней, изменяя ее и создавая что-то свое. Стоит сказать, что пре-делов человеческой фантазии не существует - и здесь речь может идти уже не о музыке как о банальном музыкальном произведении, а о различных звуках, эффектах звучания и прочем. Так, например, следующим интересным воплощением электронной музыки будет создание звукового мира, состоящего из различных звуков, по-разному воспринимаемых людьми. Погружаясь в подобный мир, человек может ощущать его и существовать в нем используя лишь свой слуховой аппарат, дарованный ему природой. "На свете есть многое, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам" (Шекспир).

Уже сейчас практикуется управление компьютером с помощью голоса - это реальность, и она легко достигается тем же самым приобретением звуковой карты и подключением к ней микрофона в специально отведенный для этого вход. Cуществует различный софт, основанный на управлении голосом: оболочки операционных систем, броузеры и прочее программное обеспечение.

Таким образом, мы обсудили некоторый ряд интересных возможностей, которые дарит нам компьютер, начиненный звуковой картой. Осталось дело за малым - принять решение о ее покупке и выбрать подходящую модель. Дело это, как обычно, нелегкое, ввиду широкого разброса цен на различные модели плат. Истоки развития моделей звуковых карт для IBM-совместимых компьютеров уходят в далекий 1988 год, когда никому не известная сингапурская фирма Creative Labs выпустила первую плату-расширение (Game Blaster) для озвучивания игр, на которой стоял разработанный специально для нее чип FM-синтезатора C/MS. Практически одновременно с ней свою версию звуковой платы выпустила канадская фирма Ad Lib с чипом от Yamaha - YM3812, который фирма использовала в своих игрушечных музыкальных инструментах.

Ad Lib звучал лучше, а потому получил большее распространение, однако тогдашняя цена на первые звуковые карты устрашала покупателей своей колючестью. В 1989 году Creative купил у Yamaha право использовать YM3812 в своих картах, добавил к ним MIDI-интерфейс, улучшил архитектуру - и этот период можно считать началом применения PC в музыке. С этого момента аудиоиндустрия постоянно развивалась, постепенно подводя нас к тому рынку звуковых карт, который мы сейчас имеем.

Среди представленных на рынке немногочисленных ISA-карт и большого числа плат PCI предпочтение отдается последним, ввиду особенностей шины PCI. Высокая пропускная способность, прямой доступ к памяти, стандарт PnP (Plug and Play), общее повышение производительности системы - все это сделало PCI-карты более популярными. Стандартная аудиокарта имеет линейный вход, вход для микрофона, линейный выход на усилитель и наушники, цифровой аудиовход/выход, ЧМ синтезатор музыки, cинтезатор на основе волновых таблиц, цифроаналоговый и аналогоцифровой преобразователи, микшер карты, 15-пиновый MIDI-разъем, порт джойстика, вход для соединения с проигрывателем компакт-дисков, и Bus interface - интерфейсная часть звуковой карты, собственно, то, что определяет совместимость карты с тем или иным стандартом. Сюда же входят схемы управления звуковой картой.

Привычным занятием при выборе той или иной детали компьютера должно стать определение задач, возлагаемых на покупку. Итак, из всего, о чем мы говорили и упоминали, первой и главной задачей будет в большинстве случаев озвучивание игр, благодаря чему они обретают новое лицо и воспринимаются совершенно по-другому, нежели без звука. И на мой взгляд, для этой цели подходит практически любая карта, начиная с самого низкого уровня цен. Однако существуют разные игры с различными требованиями к звуку, в том числе и те, которые способны использовать поддержку картами всевозможных стандартов звучания - например, упомянутых нами 3D. И вот тут я выскажу свое собственное, субъективное мнение. Дело в том, что цены аудио карт, представленных на нашем рынке, в основном колеблются где-то от 8-10 до 55-60 долларов США. И пожалуй, в этой отрасли безоговорочное лидерство в качестве принадлежит именно тем моделям, которые являются самыми дорогими. Возьмем, к примеру, Live! (разумеется, от Creative, а не от какого-нибудь там Genius), созданный на базе чипа Emu 10K1, от Emu - известного производителя музыкальных процессоров. Еще два-три года назад подобный процессор использовался лишь в профессиональных музыкальных студиях, а сейчас он со всеми его возможностями, дополненными современными новшествами спустился с небес на землю - к нам, простым пользователям, и доступен теперь для любого домашнего компьютера как составная часть Live! Так стоит ли мелочиться... даже если вы еще точно не решили, для чего кроме игр и прослушивания музыки может понадобиться вам аудиокарта, вы не пожалеете, сделав дорогое приобретение и доплатив к средней цене на аудиокарты 20-25 долларов. Разница в качестве будет заметна "невооруженным ухом", но главное - эта карта снабжена перспективными возможностями, а потому как минимум в ближайший год не уйдет с рынка и вы обеспечите себе спокойное и безапгрейдное существование в течение продолжительного периода времени.

При покупке звуковой карты хочу обратить ваше внимание на комплектацию ее родными драйверами от производителя. Дело в том, что, как показала практика, драйвера от этих же производителей, входящие в состав популярных операционных систем Windows95/98, чаще всего работают хуже, нежели поставляемые в комплекте со звуковыми картами, - иногда они вызывают сбои в работе, иногда заметно снижают качество звука и т.д. Используя лексику журнала "Хакер", v MustDie он и есть MustDie...

Вот, пожалуй, и все. Дерзайте, не экономьте деньги на звуковую карту и не задумываясь покупайте ее, дополняя стандартный мультимедийный набор ваших домашних ПК. И кто знает, быть может, вы сделаете еще множество интересных открытий для себя, углубляясь в мир электронной музыки - мир звуков и цифр.

Данила Шеповальников



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты