16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Электронные государства во Всемирной сети

25.02.2004

Светлана Шляхтина

Всемирная сеть все растет и ширится, и ее возможности начинают все активнее применяться в самых разных сферах. Не исключение и национальные правительственные порталы, образующие в совокупности настоящие электронные государства в государстве.

Более того, сегодня термин "электронное правительство" или e-government занял свое достойное место наряду с электронной коммерцией, электронным банкингом и пр. и предполагает активное взаимодействие между органами управления государством (G2G - правительство правительству), гражданами (G2C - правительство гражданам) и субъектами коммерческой деятельности (G2B - правительство бизнесу) через Интернет.

К пониманию сущности электронного правительства в каждом государстве подходят по-своему. В широком смысле электронное правительство включает использование всех информационных и коммуникационных технологий, от факсов до спутниковой связи для усовершенствования ежедневной деятельности правительства. В то время как узкая интерпретация электронного правительства просто подразумевает определенную интернет-активность правительства, которая позволяет усовершенствовать доступ граждан к управленческой информации, услугам и экспертизе для развития гражданского участия.

И уже сегодня мировой опыт показывает, что внедрение концепции электронного правительства дает гражданам доступ к высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшает стоимость этих услуг. Граждане приобретают возможность, минуя "хождения по мукам" по государственным структурам, быстро получить нужную им справку (о рождении, регистрации брака и пр.), отправить данные о доходах в налоговую инспекцию, проголосовать и пр. Коммерческим структурам концепция электронного правительства обеспечивает возможность получения в режиме онлайн информации об изменениях в законодательстве и решения множества вопросов через Интернет, например, регистрации предприятий, подачи данных в государственные структуры и др. А для госструктур внедрение e-government упрощает процедуры обмена информацией и совершения в онлайн различных коммерческих операций (в первую очередь, госзакупок).

Первая национальная программа электронного правительства была разработана в США в начале 90-х годов. Позже появились аналогичные программы в странах Европы, а 2001 году и в России была принята такая программа, получившая название "Электронная Россия (2002-2010 годы)". В реализации концепции электронного правительства в настоящее время лидируют развитые страны, имеющие мощную техническую базу и средства финансирования. Остальные страны находятся лишь на ранней стадии формирования электронного правительства, но большинство прекрасно понимают плюсы создания e-government. Важность и необходимость дальнейшего позитивного движения на пути формирования электронных правительств была подчеркнута и участниками World Summit on the Information Society (WSIS) (10-12 декабря 2003). Да и аналитики предполагают дальнейший рост в данной сфере.

Рис. 1. Уровень e-government-активности на 2003 год (данные TNS, 2003)

Рейтинг электронных правительств

Начальная стадия формирования электронного правительства предполагает создание правительственных Web-сайтов с регулярным обновлением на них информации. И только затем и достаточно постепенно внедряется возможность интерактивного взаимодействия между государством, гражданами и бизнесом (пользователям предоставляется возможность по загрузке типовых форм различных официальных документов, по получению официальной электронной почты и по организации взаимодействия через Web-сайт) в конечном итоге с возможностью реального осуществления различных сделок (транзакций) с госучреждениями в онлайновом режиме. Примером такого взаимодействия может служить подача в электронной форме заявок на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т.п.

Первая стадия формирования e-government сегодня внедрена во многих странах, в том числе и в России. В частности, последние данные ООН свидетельствуют, что на конец 2003 года около 91% стран - членов ООН (в сравнении с 2001г. - 75%) обладают некоторого рода "электронными возможностями".

Общее количество правительственных сайтов в мире велико, и по данным Brown University Taubman Center for Public Policy на конец 2002 года составляло около 1200, причем на долю Западной Европы приходилось 24%, а на долю США и Канады - 6%. А уже на конец 2003 года только в США насчитывалось порядка 1663 web-сайтов. Даже в России их уже больше 60 (данные Ассоциации менеджеров России). Так что налицо явный прогресс.

Рис. 2. Активность интернет-пользователей по странам на 2003 год (данные TNS, 2003)

Быстрыми темпами растет число посетителей правительственных сайтов. Например, в США уже в 2001 году по данным National Technology Readiness Survey (NTRS) 50% совершеннолетних посещали те или иные правительственные сайты, а 21% бизнесменов использовал возможности G2B. Аналитики Nielsen//NetRatings свидетельствуют, что более одной трети всех интернетовских пользователей посетили Web-сайты федерального правительства только в феврале 2003.

Последние данные TNS свидетельствуют, что 45% жителей из 32 исследуемых ими стран являются интернет-пользователями, а 30% посещают e-government-порталы. Наиболее активно посещают правительственные порталы жители Германии (63%), а меньше всего - Болгарии (1%) - рис. 1. А если ориентироваться только на интернет-пользователей, то в среднем 64% из них бывают на правительственных порталах. При этом в лидерах оказываются пользователи Германии, Финляндии и Норвегии (рис. 2) - они уже привыкли к наличию e-government-услуг и осведомлены о том, как ими пользоваться. Причем наиболее быстрыми темпами растет доля e-government-пользователей в Германии, Норвегии, Финляндии, Сингапуре, Нидерландах, Канаде - увеличилась на 50%, а наименьшими - в Японии, Малайзии, Латвии, Литве, Турции, Польше, Венгрии и Болгарии. И в течение 2003 года во всех этих странах за исключением Турции посещение правительственных порталов значительно увеличилось.

Правда, есть и менее оптимистичные данные - к примеру, ООН утверждает, что только 20% пользователей посещают Web-сайты по e-правительству. Да и рейтинг стран, приводимых в последнем отчете ООН, несколько отличается от данных TNS. По мнению ООН первая десятка стран по "электронному участию" включает Великобританию, США, Канаду, Чили, Эстонию, Новая Зеландию, Филиппины, Францию, Нидерланды и Австралию.

Однако все прогнозы подтверждают, что в целом наиболее активно посещают правительственные порталы пользователи в возрасте от 25 до 34 лет, при этом большинство составляют мужчины (рис. 3).

Рис. 3. Состав e-government-пользователей (данные TNS, 2003)

Услуги в сфере e-government

Быстрыми темпами растет общее количество и разнообразие предоставляемых правительственными сайтами услуг (рис. 4).

На начальной стадии формирования электронного правительства уровень услуг ограничивается стадией публикации - правительственное агентство просто использует Web-сайт для распространения информации, но ни о каком взаимодействии не может быть и речи. Следующей ступенью является внедрение возможности одностороннего диалога, когда пользователи могут пообщаться в форуме или высказать свое мнение или задать вопрос данной правительственной структуре. При этом само правительственное агентство не обязано отвечать, и в лучшем случае лишь примет информацию к сведению. И, наконец, последней стадией развития e-government-услуг является стадия транзакций (двусторонний диалог), при которой пользователи имеют возможность общаться с правительственным агентством, а агентство в состоянии отвечать им.

Наибольшие возможности сулит стадия транзакций, позволяющая, например, заказать копии разнообразных свидетельств (например, свидетельства о рождении); подать жалобу; зарегистрировать бизнес; подать налоговую декларацию; разместить новые данные о найме; обновить профессиональную лицензию; зарегистрировать транспортное средство; возобновить водительские права и пр.

Но, несмотря на все большее многообразие e-government-сервисов даже в активно формирующих электронные правительства странах, в перечне e-government-услуг превалируют пока информационные услуги. Анализируя ситуацию на конец 2003 года, аналитики TNS пришли к заключению, что доля информационных услуг в среднем для 32, попавших в исследование стран, составляет 24%, в то время как на долю интерактивных услуг (транзакций) приходится всего 8% (рис. 5). Самая высокая доля интерактивных услуг в общем перечне услуг - в Финляндии, 29%. Если же сравнить эти показатели с уровнем 2002 года, то получится, что примерно на 2% выросли все сервисы, за исключением онлайн-консультаций, которые так и продолжают оставаться на уровне 4%. Данные Brown University Taubman Center for Public Policy свидетельствуют, что число людей, участвовавших в сделках с государственными службами, во всем мире равно числу пользователей, покупающих онлайн.

Рис. 4. Рост e-government-сервисов в Великобритании (данные e-Envoy, 2003)

Наиболее интересные данные о степени зрелости электронных правительств различных стран имеются в последнем отчете компании Accenture, аналитики которой детально оценили широту и глубину методов e-правительства в 22 странах Северной Америки, Европы и Азии (табл.).

В то же время не все настолько радужно. Несмотря на бурный рост и в количественном и в качественном отношениях, по мнению аналитиков Gartner больше половины проектов e-government не оправдает надежд к 2004, хотя федеральный рынок и останется привлекательным. Об этом же свидетельствует последний отчет ООН, особенно в отношении развивающихся стран, согласно которому по крайней мере 60% всех проектов по e-правительству в развивающихся странах не удастся реализовать.

Основными препятствиями на пути роста правительственных онлайн-сервисов остаются проблемы безопасности, и основные сложности заключаются в первую очередь в отсутствии легких методов идентификации онлайн.

Рис. 5. E-government-услуги (данные TNS, 2003)

Правительственные онлайн-сервисы должны обеспечивать повышенный уровень безопасности, т.к. оплачивая налоги и т.п., пользователи вынуждены передавать в онлайн личную информацию: данные кредитной карточки, номер счета в банке или, скажем, размер зарплаты. На сегодня недостаточный пока уровень безопасности автоматически приводит к меньшей пользовательской активности при работе с правительственными интернет-сервисами и подчас ограничивает их только поиском информации. На 2002 год только 23% пользователей считали передачу личной информации достаточно безопасной. К 2003 году такую уверенность выражали уже 25% респондентов. Наиболее высокий уровень безопасности наблюдается в Дании (48 %), Сингапуре (44 %), Норвегии (40 %), Гонконге (40 %), Финляндии (36 %), Австралии (35 %), Новой Зеландии (35 %), Малайзии (32 %) и Канаде (32 %) - рис. 6.

При этом мужчины в большей степени уверены в безопасности передачи информации, чем женщины. А если рассматривать различные возрастные категории, то более спокойно к передаче конфиденциальной информации в онлайн относятся пользователи в возрасте до 25 лет.

Рис. 6. Уровень безопасности государственных онлайн-сервисов в 2003 году (данные TNS)

По некоторым правительственным сайтам Сети

Функциональные особенности национальных электронных правительств в разных странах сильно отличаются. Например, Канадское правительство более интерактивно, чем прозрачно, тогда как Австралия имеет более прозрачное правительство, но менее взаимодействующее с населением. Правительство в США характеризуется наибольшей степенью прозрачности и открытости.

Но есть и много общего. В частности, английский язык стал языком выбора для e-правительства - 72% национальных правительственных web-сайтов имеют английскую версию, в то время как 45% предлагают два или больше языка. В числе наиболее популярных языков - испанский, французский, немецкий и др.

Во многих странах, независимо от степени проникновения e-government, сходный подход к тематике федеральных сайтов - как правило, имеется основной правительственный портал, через который можно попасть на сайты различных министерств и ведомств.

Рис. 7. Возможности поиска правительственных программ на http://www.govbenefits.gov/

США

В США роль таких "правительственных ворот онлайн" выполняет портал FirstGov.gov (http://www.firstGov.gov), вошедший в число 50-ти самых полезных сайтов и открывающий доступ к более чем 186 миллионам страниц информации на 22 000 федеральных и государственных Web-сайтах. Кроме того, именно он позволяет 60% налогоплательщиков зарегистрировать их налоги через Интернет - в частности, в 2003 налоговом сезоне 3,5 млн. американцев воспользовались возможностями FirstGov.gov (данные President's Management Agenda - PMA).

Американский портал GovBenefits.gov (http://www.govBenefits.gov) обеспечивает доступ к более чем 400 правительственным программам, и с момента его запуска весной 2002 года на сайте побывало уже свыше 4 млн. человек (рис. 7).

С момента запуска в январе 2003 года портал Regulations.gov (http://www.regulations.gov), где несложно найти массу правительственных актов, касающихся коммерции, и комментариев к ним, помог сэкономить коммерсантам свыше 90 млн. долл. только за счет своевременного предоставления информации. А сайт BusinessLaw.gov (http://www.businessLaw.gov) - это настоящий онлайн-гид для представителей малого бизнеса, обеспечивающий быстрый доступ к касающейся их юридической и регулирующей информации.

Рис. 8. E-government-сервисы в 2005 году

Канада

Канадское правительство нацелено на предоставление полной информации и услуг правительства через сеть к 2005 году (рис. 8). Сегодня наибольшей популярностью у канадцев пользуются два правительственных портала, обеспечивающие коммуникацию и взаимодействие между гражданами и правительством. Это Canada Site (http://www.canada.gc.ca/) и Canada Online (http://canadaonline.miningco.com/). Согласно опубликованной недавно статистике их посещают в среднем более 1 млн. человек.

Набирает популярность и пилотный проект "Consultation Portal" (http:// www.consulting-canadians.gc.ca/), открывшийся в феврале 2003 года и ориентированный на проведение онлайн-консультаций.

Рис. 9. Новые законодательные акты на http://www.hmso.gov.uk

Великобритания

Больших успехов в создании электронного правительства добилась Великобритания, последовательно проводящая политику предоставления информации и услуг гражданам и бизнесу со стороны государства через Интернет и планирующая создать полностью электронное правительство к 2005 году.

Основным британским правительственным порталом, обеспечивающим работу электронного правительства, является "UK online" (http://www.ukonline.gov.uk/), который обеспечивает доступ к правительственной информации и услугам, связывая с различными Web-сайтами, от центральных ведомств до местных советов и неправительственных организаций. Он обеспечивает регистрационные услуги и предоставляет бланки документов (например, налоговые формы), а также дает возможность выхода на сайты коммерческих предприятий, обратную связь, консультации и т.д.

За реализацию инициатив в области электронного правительства в Великобритании отвечает специальный государственный департамент The Office of e-Envoy (http://www.e-envoy.gov.uk), где можно найти немало интересного об успехах Великобритании в данной сфере. В поисках информации по проблематике электронного правительства стоит заглянуть и по адресу http://www.govtalk.gov.uk.

Все новые законы и законопроекты публикуются на интернет-сайте http://www.hmso.gov.uk - здесь можно найти и загрузить любой из них (рис. 9).

Рис. 10. Результаты поиска документов на http://www.bundesregierung.de/

Франция

Во Франции создание электронного правительства было провозглашено одним из приоритетных направлений в программе правительственных действий по организации общества информации (PAGSI), принятой еще в 1998 году.

На сегодня наибольший интерес представляет портал Service-Public (http://www.service-public.fr/) - настоящий онлайн-гид в правовой сфере. При этом он помогает не только познакомиться с основами законодательства в той или иной области, но и разъясняет различные ситуации, в которых люди могли бы оказаться, и освещает шаги, которые могут быть сделаны для ее успешного разрешения. Кроме того, на сайте имеется справочник местных, национальных и международных web-сайтов общественного сектора и справочника услуг местных властей. Есть возможность ведения двустороннего диалога.

Специально для помощи населению в правовой сфере создана система Legifrance (http://www.legifrance.fr), которая обеспечивает несколько возможностей поиска как действующих, так и рассматриваемых законодательных актов. А поисковая система AdmiFrance (http://www.admifrance.fr) предлагает своим пользователям самую различную полезную в повседневной жизни информацию: справочники по праву и государственным учреждениям, тексты законов и положений, объявления предложений государственных организаций, официальные доклады, справочники сайтов государственных властей Франции и других стран. Перейти на сайт любого французского ведомства и учреждения можно через систему (http://www.france.diplomatie.fr/adresses/sitespublics.html).

Рис. 11. Подача налоговой декларации на http://www.aeat.es

Германия

Самую подробную информацию о Германии (история, население, экономика, политика и т.д.) можно почерпнуть, заглянув на портал German Government http://www.bundesregierung.de/. Пользователям предлагается краткий обзор списка правительства и обеспечивается доступ к пресс-релизам за несколько лет, в считанные секунды здесь можно найти нужные законодательные акты (рис. 10). Отсюда же проще всего перейти на любой из правительственных Web-сайтов.

В качестве примера реализации широкого спектра e-government-сервисов стоит заглянуть на бременский интернет-портал (http://www.bremen-government-service.de), обеспечивающий комплексное выполнение 70 различных операций, относящихся к десятку "важнейших событий" в жизни человека (рождение, смерть, брак и т.п.). Все услуги оказываются при интерактивном взаимодействии между гражданами, предприятиями и местными органами власти.

Бельгия

Официальный сайт бельгийского правительства (http://www.belgium.fgov.be/) обеспечивает общую информацию относительно Бельгии и ее населения. Здесь же несложно найти все законодательные акты и пресс-релизы.

Пользуется популярностью портал бельгийских федеральных властей (http://www.belgium.be/eportal/index.jsp), ориентированный одновременно и на широкую публику, и на представителей бизнеса, и на государственных служащих.

С точки зрения интерактивности интерес представляет сайт министерства иностранных дел (http://www.diplobel.fgov.be/), на котором наряду с информационной стороной реализована и интерактивная, заключающаяся в проведении онлайн-консультаций как для иностранцев, так и для жителей Бельгии.

Стоит посмотреть и на интерактивную систему InterVAT (http://minfin.fgov.be), предназначенную для подачи предприятиями деклараций по налогу на добавленную стоимость через Интернет.

Дания

В сфере датского онлайн-правительства интересен портал Danmark.dk (http://www.danmark.dk/), объединяющий все датские web-сайты общественного сектора. Специально разработанный для граждан Дании, он обеспечивает их полезной практической информацией для всех типов ситуаций, связанных с работой, социальным обеспечением, семейным положением и пр.

Испания

Среди испанских порталов особое внимание стоит обратить на сайт http://www.aeat.es, где удачно реализовано комплексное управление сбором налога на имущество и подоходного налога (рис. 11). Причем для разных категорий налогоплательщиков: крупных компаний, малых и средних предприятий, представителей "свободных профессий" и пр.

Россия

Что касается России, то особо хвастать нечем, хотя и нельзя отрицать, что первый шаг по созданию электронного правительства ею предпринят - по мнению аналитиков Brown University Taubman Center for Public Policy, она "твердо" занимает 130-ое место. Но несмотря на столь неблестящий результат, сдвиги есть - в последний рейтинг от Ассоциации менеджеров России попало уже 62 российских федеральных сайта, начиная с правительства Российской Федерации (http://www.government.ru/) и кончая сайтами различных министерств и ведомств. Однако оценивались сайты лишь по полноте представления официальных сведений, информационной открытости и удобстве работы. Ни о каких услугах не было даже речи.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты