16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Виртуальное обучение - это реальность

18.08.2004

Светлана Шляхтина

Увы, число институтов и академий не может расти бесконечно, равно как и количество открываемых на периферии их филиалов, а все желающие приехать учиться, скажем, в Москву или Санкт-Петербург, не в состоянии, и по самым разным причинам. Аналогичная ситуация и в любой другой стране, и раньше получалось, что если тебе не повезло родиться в столице или в одном из крупных городов, то престижного образования "не видать как своих ушей".

Не всегда ведь легко и просто преодолеть многие сотни километров (тут и сложности с дорогой, и проблема жилья, и возможные проблемы со здоровьем и т.п.). Кроме того, не все, хотя и многие, предпочитают очную форму обучения (она, конечно, хороша, и считается, что никто еще ничего лучше не придумал) - есть и такие, кто в силу своих психологических особенностей, сидя у компьютера в домашней обстановке, освоят новый материал в несколько раз быстрее, чем находясь в аудитории. И вполне возможно, что им будет очень жаль тратить время на посещение лекций.

Возможны и другие ситуации - скажем, одновременно работающему человеку присутствовать на лекциях и семинарах часто просто нереально, и заочное обучение - это не всегда выход. Или не менее важный вопрос о повышении образования, что в век информационных технологий весьма актуально.

Но не все так страшно - на Западе в подобных ситуациях выбирают дистанционное образование и e-Learning, ставшее возможным благодаря развитию Интернета и систем телекоммуникаций. Оно базируется на использовании широкого спектра традиционных, а также новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия обучаемому для свободного выбора образовательных дисциплин и диалога с преподавателем через Интернет или по корпоративной сети. Дистанционное образование позволяет взаимодействовать с аудиторией точно так же, как в реальной жизни. Основными его элементами являются интернет-технологии, позволяющие осуществлять все элементы традиционного обучения в интерактивном пространстве для удаленного слушателя и мультимедийные компакт-диски, интегрированные в Интернет.

Правда, следует иметь в виду, что у каждого человека свой стиль обучения, характеризующий наиболее оптимальный для него механизм восприятия учебного материала. Существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения. Как показывают исследования, как минимум 80% учащихся могут эффективно воспринимать учебные материалы в любой форме, однако оставшимся 20% придется столкнуться с серьезными трудностями, т.к. бесконечное откладывание "на потом" неминуемо приведет к отчислению по факту академической задолженности.

e-Learning в мире

Дистанционное образование посредством Интернета уже заняло прочные позиции в современной системе обучения и стало самой "горячей" темой конференции "Информационные технологии в образовании", проведенной компанией REDLAB и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в рамках выставки SofTool 2003.

По данным ряда экспертов 70% студентов за рубежом выбирают дистанционное обучение. В США, например, дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей, и им охвачено более 3 млн. человек. А всего в мире, по данным Brandon Hall (http://brandon-hall.com/), более 100 млн. слушателей e-Learning программ. Общий объем рынка дистанционного обучения в 2003 году составил 5 млрд. долларов, из них 3,5 млрд. пришлось на Европу.


Рис. 1. Рост эффективности дистанционного образования

Получение образования на базе Интернета является реальной альтернативой традиционным формам обучения. Ведущие мировые аналитические компании предсказывают дистанционному обучению большое будущее. Аналитики IDC утверждают, что мировой рынок систем дистанционного образования остается источником больших возможностей для продавцов и инвесторов, особенно в сфере корпоративного сектора, и прогнозируют, что этот рынок будет расти от 6,6 млрд. долл. в 2002 году до 23,7 млрд. долл. в 2006 г.

В корпоративной практике e-Learning постепенно заменяет более традиционную форму электронного обучения с использованием ПО на CD-ROM и, по оценкам большинства экспертов, станет доминирующей формой электронного обучения на рынках США и Западной Европы к концу 2004 года (рис. 1). При этом наиболее активно данную форму обучения используют в банковском деле и в правительственных организациях (рис. 2).

В России число студентов, выбравших вариант дистанционного обучения, невелико, и по крайней мере пока большие надежды стоит относить к корпоративному сектору, специалистам которого необходимо повышать квалификацию, не прерывая рабочего процесса, а это возможно только при дистанционном обучении (и руководство компаний, как правило, готово за это платить).


Рис. 2. Корпоративные сферы, в наибольшей степени использующие дистанционное обучение

Более того, существенные сдвиги уже сделаны, причем на нескольких фронтах. Во-первых, многие вузы, и не только они, открывают такие возможности для иногородних студентов. Дистанционная форма обучения есть, например, в МГИМО, в Московском государственном индустриальном университете (МГИУ), в Московском государственном институте электроники и математики (МГИЭМ), в Государственном университете управления (ГУУ), в Московском государственном институте электронной техники (МГИЭТ), в МАТИ - Российском государственном технологическом университете им. К. Циолковского, в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭИА), в Российской экономической академии (РЭА) им. Плеханова, в МГТУ им. Баумана и др. Даже дипломатов с 2004-2005 учебного года будут готовить через Интернет, т.к. система дистанционного обучения активно внедряется в Московском государственном институте международных отношений. Проще всего ознакомиться со списком высших учебных заведений, использующих формы дистанционного обучения, заглянув по адресу http://edu.rin.ru/cgi-bin/vuz/distance.pl (рис. 3). Правда, до полноты данному списку далеко, и в том случае, если интересующее вас направление или конкретный вуз здесь не фигурирует, не стоит отчаиваться - возможно, его просто нет среди зарегистрировавшихся.


Рис. 3. Зарегистрированные на http://edu.rin.ru/ вузы, предлагающие дистанционный вариант обучения

Во-вторых, не так давно наряду с мировыми лидерами софта, предназначенного для разработки и управления дистанционными курсами, такими как ToolBook Assistant/Instructor от компании Click2learn (http://home.click2learn.com/en/toolbook/) и eLearning Suite от Macromedia (http://www.macromedia.com/software/), появились наши российские пакеты - eLearning Office 3000 и eLearning Server 3000 компании "ГиперМетод" (http://www.hypermethod.ru/) - рис. 4.

В-третьих, один из крупнейших российских операторов связи, компания "Транстелеком", создала мультисервисную учебную сеть, позволяющую активно использовать дистанционное обучение.


Рис. 4. Пример учебного курса, подготовленного в eLearning Office 3000

И, наконец, в-четвертых, в январе 2004 года вышел первый номер русскоязычного специализированного журнала о проблемах электронного обучения e-Learning World http://www.e-learnworld.ru/, где можно почитать о данном направлении образования, ознакомиться с некоторыми аналитическими материалами и выйти на сайты, так или иначе связанные с дистанционным обучением.

Преимущества дистанционного образования

При дистанционном образовании учащемуся обеспечиваются возможности, свойственные очному обучению, а также целый ряд дополнительных, возникших в связи с развитием современных информационных технологий.

Для учащихся дистанционное образование:

/ становится единственной реальной возможностью получать образование непрерывно и в индивидуальном режиме;

/ позволяет получать образование независимо от местонахождения;

/ при асинхронной модели обучения позволяет учиться независимо от времени суток (при синхронной модели студенты и преподаватели общаются в реальном времени);

/ вам не надо ждать начала курса, как это происходит в обычных учебных заведениях - дистанционный курс начинается в удобное для вас время;

/ в любой момент вы можете сделать перерыв в обучении (а при использовании традиционных форм обучения некоторые сотрудники не могут присутствовать на занятиях из-за командировок, встреч с клиентами или других обстоятельств);

/ дистанционное образование позволяет в любое удобное для вас время прослушать лекции, которые сопровождаются демонстрацией учебных слайдов, получить фирменные учебно-методические пособия, аналогичные пособиям, которые получают слушатели очных курсов (все материалы будут высланы на ваш e-mail, хотя при отсутствии оного могут быть высланы и по обычной почте);

/ можно самостоятельно определять темп обучения: вы сами можете решить, пройти курс в сжатые сроки или же, наоборот, сделать перерыв в занятиях - достаточно будет лишь сообщить об этом преподавателю;

/ дистанционное образование обеспечивает не только полнофункциональное образование, но и поможет просто сориентироваться относительно уровня своей подготовки благодаря наличию системы тестирования онлайн;

/ дистанционное образование после успешного прохождения курса и сдачи онлайн-тестов позволяет получить сертификат (в том числе и сертификаты международного образца);

/ онлайновые курсы, как правило, обходятся дешевле оффлайновых, и тем не менее обеспечивают высокое качество обучения;

/ кроме того, исследования показали, что изучение информации, доставляемой в интерактивном режиме, улучшает усвоение материала и может использоваться для закрепления концепций, преподаваемых с помощью других методов обучения.

Для образовательных учреждений развитие направления дистанционного образования также перспективно, во-первых, с точки зрения увеличения числа обучаемых (а, соответственно, и увеличения доходов).

Во-вторых, в техническом смысле:

/ доставлять корпоративные обучающие программы через Интернет или по корпоративной сети быстрее, чем любым другим методом;

/ имея эффективную систему поддержки курса, можно управлять расписанием, сертификацией знаний учащихся, электронной ведомостью успеваемости, электронной зачеткой и электронной библиотекой;

/ можно проводить различные виды занятий: онлайн-семинары и конференции; онлайн-лекции (с видеотрансляцией и с комментариями, с возможностью задавать обучаемым вопросы); самостоятельные работы в сочетании с тестовыми заданиями, которые позволяют преподавателю оценить, насколько быстро обучаемым усваивается материал;

/ позволяет проводить интерактивное общение обучаемых и преподавателя в чате - особенно эффективно использовать этот вид занятий для сдачи экзаменов и зачетов;

/ намного проще поддерживать программы автоматизированного обучения, так как информационное наполнение можно легко изменять, поскольку к нему есть интерактивный доступ;

/ использование электронного обучения снижает расходы на организацию курсов, обустройство классов, зарплату персонала, транспортные расходы и многое другое.


Рис. 5. Результаты тестирования на сервере http://www.e-learn.ru/

В путешествие по дистанционным учебным сайтам

Дистанционное обучение и тестирование в сети Интернет получило сегодня широкое признание, и желающим есть куда обратиться. Только сразу нужно для себя уточнить, что вы желаете получить на выходе: просто бесплатно протестироваться, чтобы оценить свои знания; получить сертификат или получить диплом. Есть еще и другие нюансы, например, если сертификат, то какого образца - российского или международного. Кстати, если есть возможность, то лучше приобрести и тот и другой, т.к. в каких-то структурах большее впечатление произведет российский вариант, а в каких-то - международный. В общем, нюансов масса.

Если вас интересует получение диплома государственного образца, то вам прямой путь на дистанционное отделение соответствующего вуза, на сайты которых можно выйти, заглянув по адресу http://edu.rin.ru/cgi-bin/vuz/distance.pl или задав соответствующий поиск на Яндексе или Рамблере. Причем стоит сразу выяснить, выдает ли интересующий вас институт диплом государственного образца (может и не выдавать, а просто предлагать определенные курсы для дистанционного обучения) или только сертификат.

В случае если вас устраивают просто курсы с выдачей сертификата, то тут сложнее, т.к. единого официального сервера, на котором бы комплексно была представлена вся информация, в Рунете нет, зато представлено множество сайтов, предлагающих пройти обучение в дистанционном режиме по самым разным направлениям вплоть до специалиста в области мистики и эзотерики (http://www.kursy.ru/). Поэтому в любом случае придется воспользоваться поисковыми системами, например Яндексом или Рамблером, и сформировать соответствующие запросы, например "дистанционное образование журналистика", и уже самим решать, насколько можно доверять или не доверять таким курсам. Хотя определенную информацию относительно действующих в Сети курсов можно найти на сайте http://www.distance-learning.ru/, содержащем немало полезной информации о дистанционном обучении и тестировании онлайн.

А вот с повышением специализации в сфере информационных технологий все намного проще и стоит остановиться на основных порталах, предоставляющих возможности дистанционного обучения. Среди наиболее заметных в этой области компаний все самые известные имена - Novell, Microsoft и Lotus Development, и предлагают они ни много ни мало, как, например, получить звание сертифицированного инженера Novell или получить статус Microsoft Certified Professional (MCP), означающий, что вы обладаете навыками успешного внедрения продукта или технологии Microsoft как части бизнес-системы предприятия и т.п.

Записаться на соответствующие курсы, которые подготовят вас к прохождению тестирования на получение сертификата, или же сразу пройти онлайн-тестирование можно на сайтах "Звезды и С" (http://www.e-learn.ru/ - рис. 5), "Микроинформ" (http://www.microinform.ru/tstart.htm), "Сетевой Академии" (http://tests.academy.ru), Центра Компьютерного Обучения при МГТУ им. Н. Э. Баумана (http://tests.specialist.ru), Центра сертификации и тестирования online RetraTech (http://www.certifications.ru) и Центра обучения и тестирования САМАН-МАТИ (http://distance.education.ru/) и др.

Зачастую здесь можно не только быстро сориентироваться относительно уровня подготовки, но и в случае удачного тестирования получить скидку, которой в дальнейшем вы сможете воспользоваться при оплате интересующих вас курсов.

А если вы выбрали и удачно прошли тестирование специалиста, то вправе рассчитывать на получение международного сертификата (рис. 6), за которым придется уже самим подойти непосредственно в Центр тестирования или получить его по почте (второй вариант, естественно, обойдется чуть подороже - за подготовку и отправку на ваш адрес сертификатов, естественно, придется платить). Полученные здесь сертификаты - это подтверждение высокого профессионализма специалиста, и в каждом из них какая-либо организация (Microsoft, Sylvan Prometrics, Brainbench, Novel, RetraTech, Cisco и др. - зависит от выбранного вами теста) официально подтверждает накопленные вами знания, достижения и опыт специалиста в области информационных технологий. Стоит отметить, что в мире сертифицированные специалисты получают более высокий оклад, особенно когда речь заходит о специализации в области сетевого оборудования и Интернета, пользующихся сегодня большим спросом. Об этом свидетельствуют, например, результаты проведенного CRN исследования, согласно которому в 2001 году среднегодовой заработок специалиста, прошедшего сертификацию по стандарту CCIE компании Cisco, превышал заработок несертифицированного специалиста на 75%, а оклад инженерно-технического персонала, прошедшего сертификацию компании Sun для работы с JAVA, - на 37%.

Курсы и онлайн-тестирование в сфере информационных технологий представляют интерес не только для новичков, но и для профессионалов, т.к. направленность тестов широко колеблется от проверки знаний рядовых навыков работы, например, в Word или Excel, до администрирования и поддержки различных сервисных продуктов, программирования, Web-дизайна, графики и пр.


Рис. 6. Пример международного сертификата

статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты