16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

IP-TV: брачные игры китов

06.05.2006

Денис Лавникевич

Когда-то, во времена своего победоносного шествия по планете, домашний телевизор стал не только технологическим, но и культурным феноменом. "Говорящий и показывающий ящик" стал центром, вокруг которого по вечерам собиралась вся семья. Телевизор уже практически претендовал на роль члена семьи, но тут наступило время "поколения Пепси" ў подчеркнутого индивидуализма молодых яппи.

Феномен телевизора

Затем грянул всепоглощающий Интернет. В результате в хай-тек-индустрии широко распространилось мнение: для просмотра новостей и любимых телепередач семье больше незачем собираться возле телевизора. Функции телевизора начал упорно перетягивать на себя компьютер, перед монитором которого проводило рабочее и свободное время все больше землян.

Поначалу это выразилось в бешеной популярности TV-тюнеров. Но Интернет брал свое: распространялись широкополосные подключения, вошло в моду web-радио, и очень скоро стало ясно, что именно IP-технологии лягут в основу нового поколения телевидения. Дальше "коньком" разработчиков стала персонификация, - благо, использование IP позволяет едва ли не делать персональный телеканал для кадого зрителя. Разработчики уже всерьез заговорили про телевизоры в сотовых телефонах и PDA, но тут неожиданно вмешались социологи. Оказалось, что домашние телевизоры по-прежнему остаются в центре семейного досуга. А "компьютерное" и "мобильное" TV - так, дань моде на hi-tech.

В свою очередь корпорации - лидеры рынка информационных технологий - уже давно стараются всеми правдами и неправдами выйти за стены офисов и стать элементом частной жизни пользователя. Apple для этого создала iPod и готовится выпустить на рынок сотовый телефон собственной разработки, а Microsoft покоряет рынок игровых приставок со своим X-Box. Но телевизор - понятие все же более всеобъемлющее, а потому и более привлекательное для большого бизнеса. Понятно, что тот, кто сможет в рамках одной бизнес-стратегии объединить "продвинутые" возможности IP-технологий, домашний телевизор, интересы зрителей и рекламодателей, тот и отхватит колоссальный куш. И началось: Google, Yahoo, Apple, Cisco, Intel, Microsoft, AOL и другие гиганты hi-tech, засучив рукава, принялись создавать индустрию IP-TV.

Кто в лес, кто по дрова

Мировой рынок телевидения готовится к большим переменам, связанным с повсеместным переходом на цифровое вещание. В США, к примеру, сейчас новые сети телевещания создаются такими коммуникационными компаниями, как Verizon Communications и AT&T. На видеорынок (уже в масштабах всего мира) также стремятся выйти интернет-компании - America Online, Google и Yahoo. Так, AOL объявила о начале финансирования недавно созданной сети BrightСove, с помощью которой частные видеопродюсеры смогут распространять программы по Сети и собирать деньги за трансляцию. Усилия Cisco и Microsoft направлены на то, чтобы совместно с коммуникационными компаниями и операторами кабельных сетей построить интерактивные телесети на основе интернет-протокола.

Контент-провайдеры, такие как CBS, также ищут альтернативные каналы распространения своих программ с использованием IP-технологий. В CBS заявили, что уже провели переговоры с Google и Yahoo о помощи в распространении некоторых программ в Интернете. Кстати, Google, и Yahoo уже некоторое время самостоятельно занимаются видеоконтентом. Их топ-менеджеры говорят: "Передача видео по сетям с помощью интернет-протокола (IP) стала настолько дешевой, что этим может заниматься любой. Существенные затраты связаны лишь с приобретением прав на контент".

Впрочем, не все "цифровые перемены" сводятся к IP. Современные зрители охотно пользуются цифровой видеозаписью (например, сервисом TiVo), позволяющей записывать телепрограммы и фильмы, чтобы посмотреть их позднее и без рекламы. Теперь все ожидают появления массовых цифровых видеомагнитофонов (DVR) - их возможности потребуются везде, где есть телевизоры.

В ноябре Cisco объявила о покупке за $7 млрд. компании производителя кабельных телеприставок Scientific-Atlanta. Своя стратегия создания домашнего центра развлечений на основе телевизора есть и у Microsoft. Менеджеры корпорации отталкиваются от того, что в 99% американских и европейских семей есть телевизоры, а во многих даже несколько, так что необходимо сосредоточить усилия именно вокруг телевизора как краеугольного камня в стратегии построения системы домашних развлечений. В среднем у телевизора в американских семьях проводят от 3 до 7 часов ежедневно. А подключенные к Интернету ПК имеются в 60% американских семей.

Концепция Cisco

Еще недавно бытовало мнение, что все домашние развлечения, включая видео, должны сконцентрироваться вокруг ПК-медиацентра. Сейчас, однако, очевидно, что этого все же не произойдет. Зато существует потребность закрыть дыру между ПК и ТВ, чтобы пользователи могли смотреть полученные по Интернету телепрограммы и фильмы на телевизорах. Понимание этого факта и заставило Cisco сделать решительный шаг, купив Scientific Atlanta - вторую крупнейшую фирму, поставляющую телеприставки операторам кабельного телевидения в США.

Вообще на потребительском рынке Cisco обозначилась лишь в 2003 году, купив компанию Linksys, которая производила недорогие беспроводные маршрутизаторы. Выход на видеорынок начался в начале 2005 года с покупкой скандинавской фирмы Kiss Technology, производящей плееры DVD и DVR. Недавняя сделка с Scientific-Atlanta лишь дополнила картину. Теперь Cisco может предложить законченный набор аппаратуры - оборудование для создания домашних сетей, кабельные телеприставки и цифровые видеомагнитофоны. Компания сумела стать видным игроком на рынке домашних сетей, имея в своем портфеле решения для объединения настольных ПК, ноутбуков и бытовой медиатехники в домашнюю широкополосную сеть. Scientific-Atlanta также занималась производством оборудования, передающего видеопотоки со спутников в сеть кабельного оператора и далее - на кабельные телеприставки, подключенные к телевизорам.

Концепция Microsoft

Технология IP-TV явственно пахнет деньгами, а потому в данном деле, конечно же, не обходится без Microsoft. Правда, шаги корпорации в этом направлении до сих пор были достаточно бессвязными. Еще в 1997-м Microsoft приобрела WebTV, а позже инвестировала $1 млрд. в Comcast и $5 млрд. в AT&T. Как потом выяснилось, преждевременно: время IP-TV тогда еще не наступило. За прошедшие с той бурной поры годы видение рынка у Microsoft существенно изменилось. Сейчас ее деятельность сосредоточена на разработке программного обеспечения для кабельных телеприставок, с помощью которых можно использовать функции DVR и получить улучшенное программное меню.

Однако амбиции Microsoft, понятное дело, не ограничиваются телеприставками. Корпорация также успешно продает операционную систему Media Center, позволяющую пользователям просматривать изображения, воспроизводить музыку или видеофрагменты, а также записывать телепрограммы на своем ПК. В недавнем обновлении Media Center появилась возможность передачи цифрового медиаконтента - музыки, видео, фотографий, телепрограмм и фильмов - между компьютером с Media Center и любым телеприемником при помощи новой игровой консоли Xbox 360, что должно помочь заполнить пробел между компьютером и телевизором.

Концепция Apple

Корпорация Apple - своего рода ветеран в области цифровых медиа. А потому неудивительно, что слухи о разработке ею нового продукта в сфере домашних развлечений, нацеленного на "объединение усилий" компьютера и телевизора, ходят уже давно. Правда, никакой официальной информации о таких планах пока нет (подобный подход типичен для Apple), однако эксперты считают, что компания уже собирает воедино все элементы будущей системы и представит ее не позднее первого квартала 2006 года.

Некоторые считают, что представленный в начале этого года Mac Mini стал первым обозначением планов Apple на ближайшее будущее. Этот недорогой компьютер комплектуется специальным программным обеспечением для воспроизведения медиаконтента. И хотя Mac Mini, по словам его пользователей, "немного слабоват" для роли видеоустройства, он явно указывает тот путь, которым движется Apple.

Другим указанием на планы Apple можно считать появление нового плеера iPod и все более частое обновление ассортимента магазина iTunes, где теперь можно купить телесериалы по $1,99 за серию и телепередачи (например, ток-шоу) по той же цене за штуку. Не стоит забывать и о том, что у Apple имеется большой опыт в разработке программного обеспечения для видеомонтажа. А значит, в штате есть и крепкие профессионалы в области видео.

Аналитики говорят: "Может показаться, что околотелевизионные продукты для IT-компаний являются побочным видом деятельности, далеким от их основного бизнеса. Однако рынок непрерывно меняется, и уже очень скоро эти виды деятельности приобретут колоссальное значение".



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты