16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Силиконовая долина. Государство и интернет. IT-технологии - источник рисков?

25.03.2005

Сергей Курбатов

Три четверти городского населения России считает важным преодоление информационного отставания страны от передовых государств (именно такие данные получены в результате исследования, проведенного с 26 ноября по 4 декабря 2004 г. Центром социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова).

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то что рынок высоких технологий в России развивается достаточно устойчиво, а некоторые его сектора растут стремительными темпами, наша страна еще довольно сильно отстает от Запада. Однако в российском обществе и у обеих ветвей власти намечается единая точка зрения по вопросу социально-экономического развития государства на основе интеллектуальных ресурсов, внедрения новых IT-технологий во все сферы общественной жизни. Разработка и реализация федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия" может подстегнуть рынок высоких технологий в России и обеспечить дальнейший подъем экономики, что в свою очередь может позволить нашей стране догнать развитые зарубежные государства.

СИЛИКОНОВАЯ ДОЛИНА В РОССИИ

Недавно на проходившей в Подмосковье конференции "Социально-экономическое развитие территории на основе интеллектуальных ресурсов. Создание Российского центра программирования в г. Дубне" правительство Московской области, администрация города Дубна, Объединенный институт ядерных исследований и губернаторский университет "Дубна" подписали соглашение о создании Российского центра программирования. Предполагаемый объем инвестиций в проект - 470 млн. долл., сроки его реализации - до 2012 года.

Дубна недаром стала первым российским наукоградом, который претендует на звание подмосковной Силиконовой долины. Этот город имеет давние традиции в области разработки IT-технологий, в том числе и создания программных продуктов. В Объединенном институте ядерных исследований многие годы подряд действует одна из крупнейших в Европе корпоративных компьютерных сетей. Достижения Лаборатории информационных технологий в области обработки данных физических экспериментов используются учеными многих стран мира. Это один из немногих научных центров в России, где считают для себя честью поработать зарубежные ученые с мировым именем.

Сегодня Дубна также является одним из центров разработки и реализации ФЦП "Электронная Россия". Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман заявил прессе после подписания договора о создании Российского центра программирования: "Федеральные структуры власти не участвуют непосредственно в создании таких центров, деятельность государства в сфере развития информационных технологий в стране является фактором, способствующим этому процессу. В частности, в рамках реализуемой сейчас ФЦП "Электронная Россия" государство выделяет средства в размере сотен миллионов долларов на создание инфокоммуникационных систем. Эти средства в итоге получают российские ИТ-компании, выполняющие работы по созданию этих систем. Зачастую эти компании являются в свою очередь одними из инициаторов создания ИТ-парков и научных кластеров. Таким образом, реальное внимание, уделяемое сейчас государством развитию информационных технологий, является катализатором прогресса и в этом направлении".

В рамках реализации проекта по созданию Российского центра программирования планируется не просто построить техническую базу для развития оффшорного программирования в России. Предполагается именно реализовать вариант развития высокотехнологичного сектора экономики по индийскому образцу, где государство уже давно поддерживает развитие оффшорного программирования и высокотехнологичных производств. Решено добиться размещения в Дубне нескольких десятков не обязательно только российских ИТ-компаний и сконцентрировать там в течение 8-10 лет до 10 тыс. программистов, для чего предполагается построить в административных границах города на берегу Волги отдельное поселение площадью до 500 га, где можно будет поселить не менее 30 тыс. жителей.

Помимо этого, планируется создание новой промышленной зоны, ориентированной в первую очередь на производство изделий и комплектующих в сфере информационных технологий.

Расходы бюджетов всех уровней составят 88,5 млн. долл. В то время как внебюджетных средств предполагается привлечь 381,5 млн. долл.

Если планы по созданию Российского центра программирования будут реализованы полностью и в сроки, то Россия сможет какое-то время не опасаться того, что ее вытеснят с мирового рынка высоких технологий, а также она потеряет рынок оффшорного программирования, полностью уступив его своему главному конкуренту - Индии. Надо также отметить, что создание центра программирования на территории нашей страны позволит в перспективе отчасти решить проблему "утечки мозгов" и даже привлекать к разработкам квалифицированных специалистов. Сложно также переоценить экономический эффект от создания подобного центра. По оценкам аналитиков, одни только компании, занимающиеся оффшорным программированием, уже в ближайшие годы смогут получать прибыль до 300-400 млн. долл.

ДОГНАТЬ ПЕРЕДОВЫЕ СТРАНЫ

Преодоление информационного отставания страны от передовых государств поддерживают 75% городского населения РФ (по данным опроса специалистов МГУ). Направлен данный опрос был на изучение мнения городского населения России о ФЦП "Электронная Россия".

В опросе принял участие 1621 респондент из числа взрослого городского населения России (старше 18 лет). Исследование проходило во всех 7 федеральных округах РФ в 26 республиках, краевых и областных центрах страны, а также Москве и Санкт-Петербурге. Выборка репрезентативна, было опрошено 43,3% мужчин и 56,6% женщин, опрос проводился методом интервью "лицом к лицу".

Проблема преодоления отставания России в развитии информационных технологий от передовых стран представляется важной для большинства респондентов вне зависимости от их социальных и демографических характеристик или сопричастности современным информационным технологиям ("очень важно" для 41,9% респондентов, "довольно важно" для 34,7%). Больше половины респондентов считает важным для страны и для себя лично иметь возможность открытого доступа к информации о работе органов власти и о законодательстве ("очень важно" - 22,5%, "довольно важно" - 34,2%).

Однако есть и проблемы - большинство респондентов, принявших участие в опросе, не знают или плохо осведомлены о главной "информационной" программе - "Электронная Россия". Правда, надо отметить, что это касается тех людей, которые сегодня практически не пользуются Интернетом и компьютером либо даже имеют об этих благах информационного общества столь же смутное представление, что и о собственно программе "Электронная Россия". Целевая же аудитория об "Электронной России" осведомлена лучше.

Тем не менее, думается, что сегодня в стране есть необходимость более активно объяснять населению не только какую пользу оно сможет получить в случае более интенсивной информатизации общества, но и какими собственно путями эта информатизация проходит. Разумеется, сделать это только в рамках самой ФЦП "Электронная Россия" практически невозможно - несмотря на ежегодное увеличение ее бюджета, суммы, выделяемые государством, недостаточны для проведения массированных информационных кампаний по всей стране.

Разумеется, сами заказчики "Электронной России" делают все от них зависящее, чтобы общество знало, для чего, собственно, существует эта ФЦП. В частности, проводятся конкурсы для журналистов, освещающих ИТ-индустрию, в том числе и реализацию программы "Электронная Россия".

СМИ В ПОДДЕРЖКЕ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ"

Так в декабре минувшего года были подведены результаты III общероссийского конкурса на лучшую журналистскую работу по освещению мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", проводимого пресс-центром ФЦП. Этот конкурс впервые был проведен в 2002 году и тогда собрал около тысячи работ, посвящённых программе, которые были опубликованы в центральных, региональных и отраслевых СМИ. В минувшем году конкурс для журналистов проходил при содействии Министерства информационных технологий и связи РФ.

Надо отметить, что в рамках "Электронной России" достаточно регулярно проводятся различные конкурсы, чаще всего региональные, которые организуются в сотрудничестве с местными администрациями. Они проходят практически на всех уровнях - в масштабах федеральных округов, субъектов федерации и отдельных районов либо городов. Причем номинантами выступают как различные СМИ, так и сайты организаций, созданные в рамках ФЦП. В частности, это сайты различных федеральных и местных органов государственной и муниципальной власти.

Например, параллельно с федеральным конкурсом сейчас, уже в четвертый раз в рамках Форума, учрежденного Аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе и Администрацией Санкт-Петербурга, проводится конкурс интернет-ресурсов Северо-Запада России. Подобные конкурсы также регулярно проходят в Уральском федеральном округе. Проходили они в минувшем году также и во всех остальных федеральных округах.

Проведение подобных конкурсов имеет не последнее значение для развития ФЦП "Электронная Россия", поскольку они способствуют росту информированности населения относительно деятельности государства в целях информатизации и развития ИТ-технологий. Думается, что публикации в прессе не менее важны, чем создание точек доступа во всемирную сеть Интернет всех граждан или даже подготовка профильных специалистов. Ведь очевидно, что построить современное информационное общество при отсутствии у граждан информации о наличии возможности пользоваться благами этого информационного общества - невозможно. До тех пор, пока большая часть населения нашей страны просто не умеет пользоваться компьютером и Интернетом, необходимо прибегать к услугам традиционных СМИ, в том числе и для пропаганды новых информационных возможностей, открывающихся перед гражданами в ходе реализации ФЦП "Электронная Россия".

Кроме того, в регионах постоянно проводятся информационные круглые столы, семинары для специалистов. Однако все эти меры, как показывает опрос, способны воздействовать лишь на "целевую аудиторию", состоящую из тех, кто уже не представляет себе жизни без Интернета и компьютера, а сейчас необходимо расширять слой людей, которых можно было бы назвать "уверенными пользователями персональных компьютеров".

Как известно, 14 процентов пользователей Интернета для страны с экономическим потенциалом России - это очень мало. А для того чтобы интернет-экономика заработала, нужно пересечь барьер в 20 процентов.

Нужен ли контроль над Интернетом? Информационные технологии: источник рисков или инструмент управления ими? На эти вопросы попытаемся ответить ниже.

КОНТРОЛЬ ИНТЕРНЕТА: РАЗНЫЕ СТРАНЫ - РАЗНЫЕ МЕТОДЫ

Авторитарные и демократические режимы демонстрируют сегодня два разных варианта политики государственного контроля Интернета. Развитые демократии предпочитают интеллектуальное компьютерное слежение, а автократии - сплошную цензуру и традиционное доносительство. Россия, похоже, еще не выбрала подходящий для нее вариант "интернет-политики".

Национальный научный фонд США в рамках программы по борьбе с терроризмом выделил грант в размере более 157 тыс. долл. для анализа содержания интернет-чатов. Как сообщил руководитель проекта, главная задача исследователей - создание математических моделей, которые помогут организовать "умную" слежку за теми, кто общается в чатах. Анализ содержания сообщений не предусматривается, поскольку эту задачу ученые признают невыполнимой из-за слишком большого трафика.

Проект реализуется совместно с американскими спецслужбами, которые утверждают, что террористы используют Интернет в самых разных целях - от пропаганды до передачи информации о потенциальных заложниках. Вместе с тем не ясно, общаются ли боевики только в чатах или нет. Некоторые эксперты считают, что террористы намного чаще используют электронную почту и сайты со скрытыми сообщениями.

По словам специалистов, новый проект не нарушает права на частную жизнь, поскольку чаты являются публичными. Сотрудники правоохранительных органов уже давно отслеживают чаты в поиске педофилов. Тем не менее, некоторые правозащитники напоминают о программе тотальной слежки в Интернете, которая была разработана Пентагоном и впоследствии отклонена под давлением неправительственных организаций.

Эксперты считают, что в Интернете еженедельно появляется несколько тысяч материалов, подготовленных сторонниками террористической организации "Аль-Каида". В сети публикуют пропагандистские статьи и призывы, а также инструкции по изготовлению взрывных устройств и подготовке террористических операций. По данным спецслужб, террористы активно используют Интернет для оперативной связи.

Если американцы озабочены борьбой с терроризмом, то китайцы больше интересуются порнографией. Министерство общественной безопасности КНР на днях приступило к выплате денежных вознаграждений гражданам за информацию о порносайтах в Интернете. По данным официального китайского агентства Синьхуа, размер вознаграждений составил от 500 до 2 тысяч юаней (60-240 долл.). О числе добровольных помощников полиции, получивших денежное вознаграждение за подобное осведомительство, пока не сообщается.

С июля прошлого года, когда в Китае развернулась массовая кампания по борьбе с порнографией в Интернете, благодаря информации осведомителей были закрыты 1125 порносайтов и арестованы 445 человек, сообщает Синьхуа со ссылкой на данные министерства.

В Китае поощряют использование Интернета в целях образования и бизнеса, но запрещают размещение "сексуально ориентированного" контента на китайских сайтах, а также пытаются блокировать доступ пользователей к зарубежным узлам, которые, по мнению властей, носят порнографический или подрывной характер.

Наступление на порносайты является частью более широкой кампании за соблюдение норм коммунистической морали, которую развернула в нынешнем году правящая в стране Коммунистическая партия Китая. В связи с этим телестанциям, изготовителям видеоигр и другим поставщикам массовой культуры приказано сократить или вовсе отказаться от использования материалов, которые можно расценить как пропаганду насилия или порнографии.

Ни для оплаты доносов, ни для организации "умной" слежки в России, похоже, не хватает средств. Поэтому отечественные чиновники нашли себе более реальную цель - распространителей рекламы в Интернете (спамеров). В нескольких региональных законодательных собраниях уже готовятся законопроекты против рекламных рассылок в Интернете. Пока, правда, профильный комитет Госдумы рекомендовал отклонить внесенный Мосгордумой законопроект о борьбе со спамом. Однако показательна мотивировка - депутаты считают, что проблема спама "гораздо шире представленной в законопроекте".

О решении профильного комитета по информационной политике объявил его председатель Валерий Комиссаров. "Ввиду глобализации Интернета массовая рассылка сообщений может осуществляться с компьютеров, находящихся на территории иностранных государств, в связи с чем в законопроекте необходимо предусмотреть международное сотрудничество в борьбе со спамом", - заявил Валерий Комиссаров.

ГОСУДАРСТВО - ГАРАНТ БЕЗОПАСНОСТИ

Единственный метод, которым можно, с точки зрения официальных лиц, остановить появление террористов-самоучек, - это цензура. Нечто подобное после 11 сентября 2001 года практиковали США. Тогда из общего доступа были удалены многие ресурсы, представляющие хоть какую-то ценность для потенциальных террористов. Цензура введена и на территории Китая, где, помимо всего прочего, ограничен доступ к зарубежным СМИ.

Совсем не случайно Ю.М. Лужков опубликовал 16 мая 2004 года в газете "Известия" статью "О темной стороне Интернета". Основной смысл статьи сводился к тому, что необходим специальный закон об Интернете, каким-либо образом регламентирующий распространение информации.

Подобные меры, принимаемые в ряде стран, востребованы, хотя и не всегда являются популярными. Возможно, что с течением времени образуются учреждения, предсказываемые М. Кастельсом, так называемые "on-line полицейские патрули". Первый прототипы подобных организаций появились в августе 2004 во Вьетнаме, там было сформировано специальное полицейское подразделение, в задачи которого входит расследование онлайн-преступлений и слежка за распространением запрещенных публикаций в киберпространстве. Структуры, следящие за содержанием Интернета, безусловно, востребованы уже сегодня.

Таким образом, российские законодатели пока находятся "на распутье" в поисках механизмов и оптимальных возможностей относительно контроля информации в Интернете.

НУЖЕН ЛИ КОНТРОЛЬ НАД ИНТЕРНЕТОМ В РОССИИ?

Дискуссии вокруг новой версии закона о СМИ выявили принципиально разные подходы к возможности усиления контроля над Интернетом в России. Недопустимость пропаганды фашизма или терроризма в Сети признают все - но выводы из этого делаются разные. Сторонники государственного контроля уверены, что лицензирование очистит Интернет от хулиганов и преступников. Однако специалисты по коммуникациям думают иначе: чрезмерное регулирование Интернета помешает росту перспективного сектора экономики. А преступники, террористы и хулиганы по-прежнему будут использовать возможности коммуникаций - почты, телефона и Интернета.

После заседания Комиссии Совета Федерации по информационной политике (где 6 октября 2004 года обсуждалась концепция нового закона о СМИ) в прессе появились многочисленные сообщения о предложениях ввести "нормативную цензуру", которая "должна четко оговаривать, чего нельзя публиковать в СМИ, и тогда цензуру будет осуществлять не какое-то ведомство, а суд". При этом цензура должна коснуться и Интернета, где каждому сайту будет назначен ответственный провайдер. Представители Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ также высказываются за обязательное лицензирование интернет-ресурсов, чтобы затруднить создание сайтов с запрещенным содержанием.

Однако перспектива создания новых барьеров в сфере коммуникаций нравится далеко не всем законодателям и специалистам. Так, председатель Совета Федерации Сергей Миронов на заседании Комиссии по информационной политике заявил, что не видит необходимости накладывать какие-либо специальные ограничения, предусмотренные законодательством о СМИ, на интернет-сайты. Сергей Миронов пояснил, что ограничения Интернета в принципе технически невозможны, и поэтому нет необходимости вводить цензуру в Сети или радикально усиливать контроль государственных органов. Глава Комиссии СФ по информационной политике Дмитрий Мезенцев также уверен, что в Интернете "цензуры нет и не будет".

Заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев уверен, что "если мы начнем лицензировать Интернет, то провайдеры перейдут из зоны "Ru", базирующейся в основном на территории России, в зону "Com" - то есть в США". "Ни в одной стране мира Интернет не лицензируется", - говорит Дмитрий Милованцев.

Как известно, Мининформсвязи подготовило новую редакцию Закона об информации, информатизации и защите информации, связанную с развитием сети Интернет. Начальник правового департамента министерства Михаил Якушев заявил: "Мы подготовили поправки в действующий закон и вносим их в правительство". "По сути, это будет новая редакция, где будут упомянуты новые термины - сайт, информационные технологии, будет прописан единый понятийный аппарат", - говорит Якушев. По словам чиновника, действующее законодательство было принято десять лет назад и не учитывало темпы развития информационных технологий и бурный прогресс Интернета, который принес ряд новых проблем.

"Видимо, законодательно надо запретить спам, а также распространение налоговой, государственной, коммерческой, семейной тайны. Кроме того, целесообразно ввести эти нормы в один закон", - сказал Михаил Якушев.

Предлагаемый Минсвязи законопроект не детализирует деятельность электронных СМИ. "Моя позиция в том, что электронные СМИ ничем не должны отличаться от бумажных СМИ", - сказал Якушев. "Какого-либо давления на электронные СМИ в нашем законопроекте я не усматриваю", - добавил он. По словам Якушева, Государственная Дума может принять новый законопроект уже в 2005 году.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОЧНИК РИСКОВ ИЛИ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ?

В Центре развития информационного общества (РИО-Центре) состоялось обсуждение проблемы рисков общественного развития в условиях массового применения информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). С докладом "Информационные технологии: источник рисков или инструмент управления рисками общественного развития" выступил руководитель Центра анализа рисков и кризисов Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук (ИМЭПИ РАН) профессор Борис Порфирьев.

В своем докладе ученый обратил внимание на новые факторы риска, а также появление новых возможностей для сокращения этих рисков и возможного ущерба. Борис Порфирьев подчеркнул, что "ориентация на использование ИКТ в целях развития информационного общества в России обеспечивает уникальную возможность сочетания структурных реформ в экономике и обеспечения национальной безопасности. Это означает не бескризисный вариант развития, а развитие в условиях управляемых природных и других рисков, уровень которых остается в социально приемлемых рамках".

Переход от индустриального к информационному обществу носит сегодня противоречивый характер. Одновременно с очевидным прогрессом (в росте производительности и интеллектуализации труда) возникают новые факторы риска, связанные с высокотехнологичными производствами. Растущее применение ИКТ в производстве создает принципиально новые риски, которые накладываются на существующие промышленно-технологические и природные источники угроз безопасности.

Суперпозиция (то есть наложение) существующих и новых разновидностей рисков, по определению ученого, порождает системные риски, которые и становятся главной угрозой устойчивому развитию. При этом новые системные риски усиливают дестабилизирующее воздействие на общество и окружающую среду. В странах с переходной экономикой, к которым принадлежит Россия, этот эффект суперпозиции особенно болезнен, поскольку сам процесс перехода к новому типу политического устройства и социально-экономических отношений выступает фактором риска. По словам ученого, процесс усложнения рисков "будет носить характер порочного круга из-за усиливающейся неопределенности причинно-следственных связей и неэффективного управления "обществом риска".

В ряду важнейших тенденций развития информационного общества Борис Порфирьев видит "информатизацию" рисков и кризисов. Возрастание роли ИКТ как фактора риска связано с меняющимся образом жизни и технологий производства, когда даже небольшой сбой в компьютерных сетях может иметь тяжелые последствия. Эту опасность доказали повторяющиеся массовые отключения электроэнергии в США, Западной Европе, Грузии или проблемы с контролем движения самолетов в крупнейших аэропортах мира (таких, например, как Хитроу).

Важным новым фактором в развитии кризисов становится их "медиазация" (от media, англ. СМИ). СМИ могут как увеличивать разрыв в понимании реальности кризисов и рисков, так и содействовать гармонизации экономической трактовки кризисов и интерпретации будущих рисков и бедствий с точки зрения их социальных и психологических последствий для населения.

Несмотря на привносимые новые риски, значение ИКТ и передаваемой ими информации в обеспечении безопасности развивающегося информационного общества трудно переоценить. Это касается и специфических, и, в особенности, системных рисков, управление которыми без повсеместного использования ИКТ неэффективно, если вообще возможно. Доказательством важности влияния новых рисков являются следующие цифры. Прямой ущерб от наиболее разрушительных природных катастроф в мире за последние 40 лет увеличился более чем в 15 раз, тогда как мировой валовой продукт - всего в четыре раза. В 2010 году экономический ущерб может достигнуть в среднегодовом выражении астрономической величины в 150 млрд. долл., почти утроив показатель 1990-х годов, тогда как мировой валовой продукт, по прогнозам, возрастет лишь 1,7 раза. В России за последние 15 лет при снижении ВВП более чем на четверть указанный ущерб вырос втрое. Сохранение такой тенденции в будущем означало бы, что мировой и отечественной экономике будет все тяжелее восполнять экономический ущерб от бедствий и катастроф, затрачивая все больше ресурсов на преодоление их последствий - воспроизводство материальных благ и улучшение качества жизни.

Особый интерес представляют выводы, к которым приходит ученый. По мнению Бориса Порфирьева, для реализации преимуществ ИКТ в России необходимо развитие институциональной базы. В частности, необходимо преодоление запретительного характера законодательства, регулирующего использование спутниковых технологий для высокоточного определения местоположения объектов в зонах природных рисков. Необходим также широкий доступ населения к картам риска и обновление нормативных актов в страховой сфере.

Полезным может оказаться и прямое "экономическое вмешательство государства в развитие информационных технологий", которое может снизить соответствующие коммерческие риски. В качестве доказательства этого тезиса ученый приводит следующий пример.

Техническое переоснащение сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды могло бы уже через 3-4 года предотвращать до 6-7% ущерба, связанного с ухудшением качества прогнозов и с прямыми потерями от предсказуемых стихийных бедствий. При этом сумма предотвращенного ежегодно ущерба может составить около 100-110 млн. долл., тогда как необходимые затраты на переоснащение метеорологической сети составляют ежегодно всего около 35-40 млн. долл.

Аналогичный эффект, по оценке ученого, могло бы иметь дальнейшее развитие технологической и кадровой базы Центра мониторинга и прогнозирования МЧС России, который круглосуточно получает и обрабатывает информацию о гидрометеорологической, сейсмической обстановке, а также о ситуации с лесными пожарами. Полезным может оказаться также участие Центра МЧС в информационном обмене с Европейским космическим агентством.

Оповещение и защита от чрезвычайных ситуаций также требуют активного использования ИКТ: от спутниковой связи до геоинформационных технологий. К сожалению, уровень, достигнутый в этой сфере, пока далек от стандартов информационного общества: например, локальными системами оповещения в зонах катастрофического затопления оснащено менее 8% гидротехнических узлов.

Ключевым фактором должно стать решение о приоритетном развитии наукоемких производств, включая ИКТ. Такое развитие не только создает спрос на "услуги по защите от природных рисков", но и обеспечит устойчивость экономики к опасным природным факторам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российское общество, законодательная и исполнительная власть сейчас как никогда близки в понимании необходимости развития федеральной целевой программы "Электронная Россия". Развитие ФЦП позволит России, опираясь на интеллектуальные ресурсы и внедрение информационных технологий, в ближайшее время догнать развитые зарубежные государства и стать их полноценным партнером.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты