16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Оцифрованные мелодии моря

27.10.2004

А. М. Хайт

С чего начинается любой поход? С плана, с определения участников, с раскладки, подборки карт и сбора денег. Яхтенный поход начинается с того же, только документов нужно больше: без судовой роли - списка экипажа, который предъявляется пограничникам вместе с паспортами, даже за Кронштадт не выпустят. Где документ, там и компьютер.

Администратор без компьютера - все равно, что документ без администратора

Да что компьютер. Над документом вся цифровая технология работает. Начинается она с переписки, в которой участвуют все заинтересованные лица: те, кто наверняка пойдет; кто, скорее всего, пойдет; кто, возможно, выберется; и даже те, кто не пойдет, но не прочь в чате советы дать.

Раньше в назначенный день собирались на борту с паспортами, заполняли бланк пресловутой судовой роли, распределяли обязанности, составляли перечень продуктов, сбрасывались и разбегались по делам.

Теперь все заняты, даже по телефону никого не застать, разве по мобильному. Нелимитированный тариф лишь у некоторых, кто-то экономит, кто-то за рулем. Лучше ДТП дебатами не провоцировать.

Из электронных писем и СМС выбираю паспортные данные, оформляю судовую роль. Никаких бланков давно никому не выдают. Авторучка вообще нонсенс. Каждый собственный шаблон в Word'e завел или от похода к походу информацию в файле меняет. Я всем рассылочку послал: когда отход, что с собой взять, чем капитана на обед порадовать, чтобы не забыли в раскладку включить. Три экземпляра роли на принтер - и к администрации яхт-клуба: подписывать.

У заветной двери запел мобильник: "Лешка не идет, замени его Пашиной девушкой". Не успел ответить, как абонент отключился. Ну, в списке экипажа я, такое предвидя, свободное место оставил, только имени девушки не знаю, не то что номер ее паспорта. Едва успел об этом подумать - опять пищит труба: СМС. Прислал-таки сведения. Жаль, не прочитать мне их. Экран маленький, а зрение аховое, даже в очках. Кое-что разобрал, ручкой на один из бланков вписал - и к зам. директора по спортивной работе. Раньше к рукописному тексту не цеплялись. Все-таки Россия не самая компьютеризированная держава. Да, видать, век сейчас не тот. "С правками документ недействителен. Подписать не могу".

"Черт с тобой", - думаю, с начальством спорить... Даю другую копию, радуясь своей предусмотрительности. И на всякий случай спрашиваю, нельзя ли за его компьютером новую роль нарисовать, дело-то пустяшное. Он на меня как на врага вылупился, кровью налился. Но сказал вежливо:

"Да ты что? У меня там информация"!

Как будто я предполагал, что он в системном блоке героин хранит? Ну, насчет информации - это не впервой. Коли к технике под таким предлогом не подпускают, смекаю: компьютер здесь для представительства, чтобы показать, мол, мы не хуже других, от времени не отстаем. Только никогда я у подобных руководителей персоналку включенной не видел. Видно, берегут эту самую информацию, как зеницу ока. Или как свой административный престиж.

Машинописный бланк начальник сразу подмахнул, и читать не стал, а мог бы проверить и мои права, и статус членов экипажа... Однако красота - страшная своей убедительностью сила. Не зря я и шрифтиками играл, и границами в таблице; даже клубную эмблему сверху разместил.

Смотрю на документ - печать стоит на загляденье. Пришел домой - и сразу бумагу в сканер. Теперь и подпись, и печать - картинка, никакой спортивный босс больше не нужен. Роль я тут же исправил и старпому мэйлом выслал, чтобы копиями на ксероксе казенном запасся. Он в сведения свои коррективы внес, поскольку СМС'ку я плоховато узрел. Вывод: ходить на поклон ни к чему, лучше грамотно использовать технику. Частным-то лицам в клубные структуры тыкаться не нужно. А время - оно деньги.

Загрузка

В поход собираясь, каждый индивидуально все в рюкзак укладывает, даже общественное. Яхтенный сбор - дело коллективное. Кто-то воду в танки заливает, кто-то еду в пакетах распихивает. По-хитрому: чтобы и достать можно было, и не намокла, и никому не мешала, и на качке ничего не разбилось.

Штурман карты разбирает, боцман инструменты просматривает. С судна убирается лишний хлам в сарай, носящий гордое морское название рундук. И всюду нужен опытный глаз, а то унесут самое нужное, а принесут... Если же опытных глаз мало, проблемы возникают. Тут-то мобильникам работа, поскольку все расстояния истинно российские.

"Где соляр купить? Заправку никак не найду".

"Там танкер, ну, судно у берега. Повернись к Васильевскому. Вперед. До Малой Невы не доходи, давай влево... Сколько у меня на счету еще осталось? Нет, это не тебе, да, до связи".

"Ключ под ножкой рундука. Как нет ножек? А рундук тот? Не помню его номера, позови Андрея, пусть покажет. Его телефон..., нет, сам позвоню, а ты жди".

"Где я? У главного здания, прогноз уточняю! Не верю этим интернетовским сказкам... Вот, по дороге и проверим".

Все, больше разрываться не могу. Займусь капитанским: штурманским делом. Ха, похоже я не первый. На штурманском столе три GPS, все разного типа: в яхтенном исполнении, для туристов, и - не сразу догадался, совмещенная с мобильником. Валяются упаковки от батареек. Просил купить переходник на аккумулятор, но ведь батарейки - проще.

Ни карт, однако, ни прокладочного инструмента. Есть на свете приборы, в которые карты встроены, только стоят - ого-го. И места требуют поболее, чтобы все нужное видеть. Ладно, какие-то карты в столе, а подходные схемы у меня в личном зарыты. Там же транспортир, штурманская линейка и даже пеленгатор. От старпома прячу: он радикальный сторонник электронно-цифровых методов. А в прошлом году батарейки замокли. Повезло, что у дома и в светлое время. При "Царе Горохе", т.е. в пору моей молодости, от энергии меньше зависели - а автономность - великое дело.

Где же старпом? Трубку к уху (сядет питание, заряжать негде): "Ты где? Отходить пора!... Как, еще еда? Заказ по Интернету с доставкой? Лопнете! А укачаетесь - Интернет вам поможет! Нет, не выбрасывать, конечно, вам поплохеет - сам схарчу, у меня ж от качки голод!".

Все! Не убранное - потом уберем, что не взято - обойдемся. Главное - никого не забыть. Это уж глазами проверю, без обзвона. "На носовые и кормовые встали, отходим".

В процессе следования

Уж просил, приказывал: не берите в поход трубки. А если взяли - выключите и спрячьте поглубже. Нет, вот они, в ряд висят. Кто-то над штурманским столом веревку натянул, и на ней все мобильники. Много. У некоторых, видно, не по одному. Там же и космическая навигация. Не перепутать бы, как стемнеет.

Отойти не успели - звонки. Принципиально парусами иду, чтобы не приучались к тому, что яхтинг - это разговоры по телефону. Однако не действует, то один, то другой трубку хватает. Вот Лешка звонит. Сподобился тоже идти: обстоятельства, мол, изменились. Можно его в Выборге взять, а как новую судовую роль сделать? В интернет-кафе? Тогда пусть файл на флэшке захватит.

Ага, помощник-то мой всерьез заболтался. По телефону излагает, как согласовать электронную схему с драйвером, который он написал за пару часов до выхода. Вряд ли это у заказчика заработает. "Может, потерпишь до понедельника? Ну и что, отчет. А с кучей ошибок лучше?". Что я в чужие дела суюсь? Сам уже лет десять не программист. А сейчас вообще судовождением заниматься нужно. По реке лавирую от мели к каменной стенке. И тут моя трубка запела. Это жена: "Собака гуляла?"

"Гуляла! Поворот!" - едва успел скрутиться. Видать, и жена в ситуацию въехала: отключилась. Однако так близко к стенке я еще не проходил!

Темнеет, а народ о фототехнике вспомнил. "Разве получится?"

"Факт! Цифровики со встроенной вспышкой. А камера инфракрасная!"

"Может, и твой бинокль инфракрасно-цифровой?" - хотел съехидничать, а нарвался на лекцию об оптике на процессоре, распознающем изображение и корректирующем дефекты. Экипаж подобрался! В морском деле-то они не сильно доки. Но все из компьютерных контор. Кто мобильной связью занят, кто сетевыми приложениями. Хорошо, хоть систему автоматического управления яхтой не изобрели. Как внедрят - меня побоку. До первой аварии. Но если что-то по токарной или фрезерной части надо - только в магазине. Интеллектуалы они, от заводского производства далекие. Большой недостаток для яхтсменов.

Совсем стемнело. Огни зажглись. В прошлые годы я бы характеристиками их озаботился: какая мигалка где стоит, по пеленгам свое место определил. Сейчас не так. То один, то другой по GPS точку берут - и в карту. Никаких поправок. Я, правда, на компасный курс склонение в уме пересчитываю, но оказывается, зря. "На пять градусов правее. Курс!". Раньше рулевой глазами в звездочку впивался, чтобы курс держать, а теперь достаточно прибор созерцать.

Вот и Кронштадтский фарватер. Пора с пограничниками связаться, может, ночью нас примут? Под веревочкой с мобильниками на бумажке их позывные для рации и телефон на всякий случай. Рацию-то мы забыли, значит - звонить! В трубке долгие гудки. В койках, верно, стражи границы. Ну, наконец-то подошли. Заспанный женский голос совсем не по-уставному: "Алло".

Выпаливаю заранее подготовленное: "Яхта..., капитан... " и все данные о спортивном судне, с просьбой принять через полчаса. В ответ тишина. Отключились или батарейка-таки села? Надо перезвонить, да листочек с телефоном куда-то упал. Выкапываю из рюкзака записную книжку, звоню. Подходят сразу, представляются по-военному и работают круглые сутки. Тут записка с телефонами открылась. А в ней-то что? Ясно, автор одну цифру номера перепутал. Верно, с рацией ходит. Интересно, кого мы с постели подняли? И что ей теперь снится? С таким номером лучше телефон на ночь выключать!

Мой мобильник уже схватили, нужное в него вносят. И ворчат, что я к выходу не подготовился.

Интересно, спят люди дома или всю ночь нам названивать будут. Вот чьи-то родители удивляются, как мы в темноте ходим. Так у нас вахты. А вот почему они бодрствуют - загадка. Может, в Интернете засиделись? Льготному тарифу все возрасты покорны?

К рассвету втягиваемся в нормальную жизнь. Стихают мобильники, лишь изредка сверяемся с космической навигацией, засыпает подвахта.

Экипаж от достижений прогресса отвыкает с трудом. А что на гонке будет? Тоже, чуть что, за технику или... Ну, скоро увидим, гонка на выходных, когда из похода вернемся.

Гонка под пение мобильников

Как и ожидалось, пришел я первый: кому же, как не капитану, яхту в гонку готовить. Начал с того, что самые ценные вещи на полочку над штурманским столом положил. Чтобы не сели на них или на качке в трюм не выбросило. Вещей таких две всего: очки и мобильник. Раньше я еще часы клал, но мобильник и часы заменяет. Если очки надеть.

Не успел до полочки донести - звонок: "Мы в пробке. Без нас не уходите". Экипаж, значит. В авто катят. Куда я без них денусь, коли совсем один на яхте. Только и могу, что пресную воду сменить, паруса подготовить да соляр в бачок долить. Пока этим занимался, приехали, голубчики. Идут груженые: еда, теплые вещи. У всех - трубки на поясе. Только последний у уха держит. Не спешит на борт, о чем-то беседует. Важном, видать. Вот остановился, что-то прямо в мобильник записывает.

"Слышь, кэп, а ты прогноз-то знаешь?". Это старпом. Дотошный. Но замечание справедливое. "Да, вроде Rambler солнышко обещал, - отвечаю, поеживаясь от крапающего дождя, - и ветер 2-6".

"Сколько тебя учить: верить можно только прогнозу "Гидрометцентра". И ссылку на их сайт присылал". В голосе помощника упрек.

"В чем проблемы, - вмешивается продвинутый матрос, - у меня анлимитид. Сейчас в Интернете все и посмотрим. Ну вот, пасмурно, дожди и ветер до 10 м/с".

Что пасмурно, дожди, я и без Интернета, по местным признакам, определил. С ветром, вроде, тоже догадался: зарифился, т.е. уменьшил парусину метров на 12.

"Переодевайтесь. Все ценное и нужное - на полочку. Отходим. До старта час, а нам еще топать. Ты, наконец, выговорился?", - это к отставшему, который только-только повесил на пояс трубу и теперь с отсутствующим видом стоял на корме. - Отдашь кормовые, потом переоденешься".

"Что отдать?"

Ах, чтоб тебя. Он ведь в первый раз. Ему каждую веревку показать надо. Показываю. Без восторга глядя на эти самые кормовые, новичок объясняет: "Мне клиент звонит. Заказ выгорает".

"Потом о заказе. Отдавай. И помоги тянуть вот ту веревку".

Вовремя я о помощи. У матроса, разгоняющего яхту, зазвонил так и не положенный на место телефон. А одной рукой много не наработаешь.

Ну, слава богу, отошли. Теперь все проще, основная работа на руле, т.е. моя. "Компас поставьте. Хотя и так все видно, а все же по нему понятнее, как соотносятся курс и ветер".

"Зачем компас? - это самый продвинутый. - У нас что, GPS нету?".

Я ж не в походе. Здесь, в устье Невской губы, где все видно, всю жизнь без космической навигации обходились. Совсем даже неплохо.

"Кстати, нету. GPS личная. Клянчу ее на походы, а не на локальные гонки".

"Ладно, у меня в мобильнике есть. Какая дистанция? Давай точки поворотов выставим". - "Не знаю я дистанцию. Ее на судейском судне флагами покажут. В принципе, должно быть, как всегда. Сходи, посмотри в карте и выстави".

Умный спускается вниз. Надолго.

"Ты что застрял?"

"Не пойму, как эти точки ставить. Может, телефонная GPS только координаты дает? Ты сейчас пройди возле буя, а я определю, насколько она точно работает".

Совсем обалдел. Возле этого буя как раз все суда поворачивают. Только меня там и не хватало. Задавят. Объясняю, что пойду сам, на глазок. Так безопаснее. Доходчиво объясняю, используя морскую лексику.

Вот и судьи. Мы вовремя. Теперь предстартовая суматоха. Только успевай вертеться среди спортивных судов, выбирающих лучшую позицию. Матросам тут работать нужно быстро и четко.

"Можно фотку на память?" - это опять новичок. Ладно, пусть. С него толку не много. Сил вволю, надо найти им безопасное применение.

"Действуй. Потом дашь, я отсканирую".

"У меня цифровой в мобильнике".

Стартуем. Внизу на полочке трели телефонов.

"Я подойду? Это от бабушки СМС'ка о ребенке".

"Подходи". Начинаю понимать, почему женщин не брали в море. Правда, в те времена, когда о мобильниках слыхом не слыхали.

Хорошо, что много народу. Половина у трубы - все равно есть кому повороты скрутить.

"Хотите посмотреть, как получилось", - это новичок и, разумеется, совсем не вовремя.

"Не вижу, мелко в твоем фототелефоне".

"А я на ноутбук сбросил".

Да чтоб тебя. Мы вырезаемся на верхний знак. Причем, левым галсом. Так что никакие фотографии отвлекать не должны, потому что право дороги у конкурента. А у меня только стремление перед ним проскочить, не стукнуться и на протест не нарваться. Для чего нужны еще два внимательных матроса, постоянно готовых к маневру. И не лупающих глазами по экрану.

"Слушай, - надоела матерщина, ищу тактичные, но доходчивые фразы. - Как ты думаешь, у Нептуна есть ноутбук или фотомобильник? Может, ему твой подарить, а он нам удачу взамен? При такой работе только на него надежда".

Кажется, насчет подарка Нептуну он понял. А то с чего бы стал свой чемоданчик в спасательный жилет заворачивать. "Ты лучше чайник поставь. И иди, фотографируй. У нас сейчас полный курс будет. Масса цветных парусов. Жаль, почти все впереди, не с того ракурса". Ну, кажется, проникся.

"Огибаешь? Смотри-ка, GPS c точностью до пяти метров кажет!".

Упрям же ты, умник. А спинакер готов, или все время на возню с космической навигацией ушло? Так я и знал, перепутал проводку снастей. Теперь еще два конкурента обойдут. Нет, не обходят. Там капитаны с трубкой у уха, и рулят куда-то в сторону. Тогда еще поборемся.

Вот он, финиш. Судья стоит, флажок поднял. Махнуть должен и свистнуть. Взмах, но без свистка. Еще бы, он ведь о чем-то говорит по своему телефону. А свистеть и говорить одновременно - трудно. Но, наверно, наш финиш все-таки зафиксирован.

"У меня два новых заказа. Если я не нужен, то пойду, свяжусь с исполнителями".

"Сначала спинакер свалить и убрать на место. Там под ветром мелко". Неохотно выполняют команду - и за работу, т.е. за трубку.

Трель на штурманской полочке. Это же мне звонят. Давайте-ка его скорее сюда. Да не тот, мой в коричневом кожухе! Алло! Сдала! Умница! Я тут извелся - мы уже гонку закончили, а ты все на экзамене. Ах батарейка села, из дома звонишь? Ну, до встречи". Великое, однако, дело - техника. Сколько нервов экономит.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты