16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

ИТ-рынок России без границ

07.10.2005

Сергей Курбатов

Экономический рост является главным двигателем российского ИТ-рынка. На российском рынке ИТ-услуг впервые заметно возросла активность западных компаний, стремящихся не упустить свою долю бурно развивающегося бизнеса: темпы роста данного сектора в нашей стране значительно выше, чем в странах как Восточной, так и Западной Европы.

ВВЕДЕНИЕ

В общем объёме затрат на информационные технологии (ИТ) в России наибольшая доля приходилась на правительственный сектор (крупные федеральные структуры, такие как Таможенный комитет, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономического развития, имеющие возможность влиять на утверждение собственных бюджетов, продолжат обновление собственных систем. Затраты администраций регионов будут значительно меньше, единственное исключение - правительство Москвы, которое будет и впредь внедрять различные ИТ-проекты как в офисах, так и в принадлежащих ему компаниях).

Далее, с минимальным отрывом, следуют непрерывное производство и сектор "Сельское хозяйство, строительство и добывающие отрасли", на четвёртом месте - домашние пользователи. Они будут стабильно расти и в последующие годы, но наиболее высокими темпы прироста затрат на ИТ и телекоммуникации ожидаются, по мнению специалистов, в секторах "Образование" и "Розничная торговля", поскольку начальный уровень отсчёта пока довольно низок. Быстро будут расти банковский сектор и сектор услуг, причём рынок банков к 2008 г. войдёт в первую тройку потребителей ИТ.

Процессы, происходящие на российском рынке ИТ-услуг, привлекают зарубежные компании. "В 2004 г., впервые за годы наблюдений IDC, выросла активность зарубежных компаний, - отмечает Михаил Иванов, аналитик IDC по рынку услуг. - Четвертое место в группе лидеров заняла HP, высокие темпы роста продемонстрировали также IBM и Siemens Business Services. На российский рынок вышла компания Logica CMG - международный поставщик ИТ-услуг, которой удалось выиграть несколько крупных тендеров в телекоммуникационном секторе".

ИТ-ПАРКИ И ЗОНЫ

Информационные технологии занимают в экономике России все больше места. Их повсеместное распространение стало возможным за счет прихода на отечественный рынок иностранных и российских производителей.

Так в рамках государственной программы создания технопарков в сфере ИТ предполагается появление 5 специализированных ИТ-парков на территории Новосибирской, Нижегородской и Московской областей, а также в Санкт-Петербурге. В этих регионах планируется отработать организационные, финансовые и законодательные механизмы создания и функционирования ИТ-парков. Критериями отбора пилотных регионов были: наличие квалифицированных кадров и центров их подготовки, присутствие успешно развивающихся российских и международных технологических компаний, обладающих потенциалом роста, а также имеющийся материально-технический задел для создания соответствующей инфраструктуры. Финансирование программы может осуществляться в период с 2006 по 2010 гг.

В конце июля текущего года президент Владимир Путин подписал Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Проект этого закона был подготовлен очень быстро, что неудивительно - ведь инициатива государственной поддержки развития высоких технологий также исходила от президента.

Закон предусматривает создание особых экономических зон (ОЭЗ) двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Первые функционируют на территории площадью не более 20 кв. км, вторые - на территории площадью не более 2 кв. км. ОЭЗ функционируют 20 лет, срок их существования продлению не подлежит. Для резидентов технико-внедренческих зон предусмотрена пониженная (14% вместо 26%) ставка единого социального налога (ЕСН). Кроме того, товары иностранных производителей могут быть ввезены на территорию ОЭЗ без уплаты импортных пошлин, а продукция российских производителей - беспошлинно вывезена. Инвестиции компании, которая собирается работать в промышленно-производственной зоне, в первый год должны составить не менее 1 млн. евро, а совокупно - не менее 10 млн. евро.

Для регулирования всех вопросов, связанных с созданием и работой ОЭЗ, уже создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, подведомственное Минэкономразвития РФ. В настоящее время в агентстве рассматривается около 30 заявок от российских регионов на создание ОЭЗ. Наиболее высокие шансы пока у Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска. Всего в 2006 г. планируется выбрать от четырех до десяти претендентов на создание ОЭЗ, а в бюджете 2006 г. выделить на эти цели 8 млрд. руб. Первые ОЭЗ должны появиться к концу 2007 г.

ГОСУДАРСТВО ЗАПЛАТИТ ЗА РАЗВИТИЕ ИТ

В России создается государственный венчурный фонд для ИТ-отрасли с уставным капиталом 100 млн. долл.

В конце июня правительство РФ получило от президента Путина распоряжение создать государственный инвестиционный фонд для развития и поддержки российской индустрии высоких технологий. Проект создания Российского инвестиционного фонда технологий и инноваций был подготовлен Мининформсвязи и направлен на согласование в два других ведомства - Минэкономразвития и Минфин, которые по поручению правительства также должны принять участие в создании фонда.

Основные средства фонда предполагается формировать за счет государственных и привлеченных инвестиционных ресурсов - он будет представлять собой открытое акционерное общество, где 24% принадлежат зарубежным инвесторам, а 76% - государству. На начальном этапе объем средств фонда будет составлять 100 млн. долл., из которых 76 млн. - бюджетные. В течение последующих трех лет за счет продажи акций фонда частным инвесторам его капитал увеличится до 300-400 млн. долл.

Усилиями фонда в течение трех лет предполагается привлечь для реализации проектов в области ИТ 1,2-1,6 млрд. долл. (для сравнения - по оценкам Мининформсвязи, на сегодня объем инвестиций в российскую отрасль ИТ не превышает 80 млн. долл. в год при общих потребностях 450-600 млн. долл. в год). Планируется, что уже к 2008 г. государство или полностью продаст акции фонда, или оставит себе небольшой пакет (около 24%).

Практика создания государственных инвестиционных фондов, в том числе и в области ИТ, не нова. "Зарубежная практика показала, что создание инвестиционных фондов - наиболее эффективная форма обеспечения отрасли финансовыми и инвестиционными ресурсами, - говорит заместитель руководителя Федерального агентства по ИТ (ФАИТ) Александр Панкратов. - Во всем мире существуют государственные инвестиционные фонды - они вкладывают деньги в проекты, отдача от которых возможна в долгосрочной перспективе, что не привлекает частных инвесторов".

По его мнению, появление в ИТ-отрасли инвестиционного фонда технологий и инноваций позволит создать действительно крупные ИТ-компании, способные бороться за серьезные заказы на международных рынках, а также даст возможность оказывать поддержку небольшим компаниям-разработчикам, создающим уникальные "нишевые" программные продукты. В Мининформсвязи ожидают, что фонд станет одним из основных катализаторов развития ИТ-отрасли и существенным образом повлияет на ускорение роста малых и средних ИТ-компаний.

Действительно, есть примеры, когда участие государства в капитале компаний приводило к значительному росту национальных ИТ-рынков. К примеру, в Южной Корее в 1960-1980 гг. таким образом создавались многоотраслевые холдинги, в частности LG и Samsung, в которых сегодня высокие технологии являются важнейшей составляющей бизнеса. В Индии высокотехнологичные проекты с участием государственного капитала также вызвали стремительный рост ИТ-отрасли. Сейчас руководство страны решило попробовать реализовать аналогичный проект и в России.

Кто получит инвестиции?

В какие именно компании или проекты фонд будет инвестировать средства, пока до конца не определено - об инвестиционной политике заинтересованные государственные структуры сначала должны договориться между собой, а затем с частными акционерами. По мнению Александра Панкратова, фонду в первую очередь будут интересны разработчики технологий, применяемых в компьютерной, телекоммуникационной и других смежных отраслях.

В основу выбора, считает Панкратов, будет положена обычная практика венчурных фондов: инвестировать в компанию стоимостью несколько сотен тысяч долларов и продавать пакет акций, когда ее стоимость достигнет нескольких миллионов. В качестве примеров таких компаний в России он приводит ABBYY (создание систем электронного документооборота и распознавания текстов) и SW-Soft (Новосибирск, разработка телекоммуникационного ПО). Сейчас их бизнес уже стоит десятки миллионов долларов. А задача фонда - найти подобные компании на той стадии, когда у них есть лишь перспективные патенты либо проекты, и довести до момента, когда их продукция перейдет из разряда инноваций в коммерческие продукты, востребованные на рынке.

Валентин Макаров полагает, что фонд должен быть разделен на сегменты по объектам инвестирования. Прежде всего, нужно выделить сегмент стартового инвестирования, предназначенного для начинающих компаний, - по мнению Макарова, это самый неразвитый сегмент российского венчурного рынка. Эти средства должны пойти на поддержку компаний в ИТ-инкубаторах, которые нужно создавать в технопарках для развития новых ИТ-продуктов (из расчета 20-30 компаний на инкубатор с инвестициями 100-200 тыс. долл. на компанию в течение двух-трех лет). Следующий сегмент поддержки - растущие компании с объемом инвестиций в компанию на уровне 500 тыс. - 1 млн. долл. Таких компаний может быть три-четыре на технопарк.

Другой сегмент могли составить относительно крупные инвестиции в компании, готовящиеся к выходу на мировой рынок (таких в России всего несколько). Приоритет в финансировании должны получить компании, добившиеся наибольших успехов в создании собственных уникальных технологий. По мнению Виктора Вайнштейна, прежде всего фонд мог бы профинансировать низкорисковые инфраструктурные проекты. В настоящее время такими проектами являются, например, технопарки.

С другой стороны, чем крупнее компания и чем больше ее оборот, тем меньше необходимости для государства вмешиваться в процесс инвестирования, эту функцию могут выполнить и коммерческие венчурные фонды. Если обратить внимание на то, что творится на российском рынке инвестиций в ИТ, то можно увидеть, что венчурные инвесторы знают всех потенциальных игроков с оборотом не менее 5 млн. долл., ищут компании с оборотом в 50 млн. долл. и более и совсем не обращают внимания на начинающие компании.

Видимо, основная доля инвестиций должна приходиться на молодые и развивающиеся компании, у которых есть идеи, есть технологии, есть потенциал. Инвестирование средств в уже сложившиеся компании представляется не совсем разумным, потому что здесь уже работают другие инвестфонды, призванные выводить эти компании на новый уровень. Хотя основой рынка являются крупные компании, которые могут работать с инвестфондами, инновационное лицо рынка во многом определяют молодые компании, требующие венчурных инвестиций.

Возможные пути работы создаваемого фонда. Первый - стать так называемым "фондом фондов", то есть вложить все свои средства в несколько профессиональных западных и российских high-tech венчурных фондов с разными портфельными ориентациями. Плюсы такого подхода понятны: деньги даются профессионалам, у фонда появляется тесная связь с западным миром high-tech. Безусловно, некоторые западные венчурные фонды уже сейчас заинтересованы в такой модели.

Второй путь - самостоятельное венчурное инвестирование. Это требует привлечения профессионалов для управления и быстрого уменьшения государственной части фонда путем привлечения капитала от корпоративных стратегических инвесторов, таких как Intel, IBM и других, а также от институциональных инвесторов. В результате получается большой фонд с участием больших корпораций. Но у него могут возникнуть проблемы с кадрами. Существует опасность и медленного размывания государственной части, и влияния печально известных "гострадиций".

Средства фонда нужно вкладывать в инновации, имеющие практические возможности бизнес-воплощения, например, это разработка ПО (не путать с офшором), создание сервисных компаний, ориентированных на телекоммуникационный сектор, разработка чипов, технологий физической и информационной безопасности, мобильного контента, оптоэлектроники и лазерной техники.

Кто желает, а кто может?

Еще один интересный вопрос - кто будет управлять фондом? Ведь в итоге именно от этого будет зависеть выбор проектов для инвестиций, да и судьба самого фонда. В Мининформсвязи признают: компетентных менеджеров, способных грамотно выбирать объекты для инвестиций и продвигать проекты, сопряженные со множеством рисков, сейчас в России очень мало.

Специалисты рынка ИТ считают, что фонд должен управляться профессионалами, и это проблема. В России действительно дефицит опытных венчурных капиталистов в сфере high-tech. Тем не менее, нельзя сказать, что в стране вообще нет специалистов по инвестициям, имеющих опыт работы в зарубежных инвестиционных компаниях и венчурных фондах. Кроме того, таких специалистов можно пригласить из-за рубежа. Считается, что наш ИТ-рынок более динамичен, чем рынки европейских стран и США, и любому профессионалу будет интереснее работать именно у нас.

По мнению специалистов, управление фондом должно осуществляться в соответствии с распределением капитала. За государством можно оставить "золотую акцию", а государственный пакет передать в управление профессиональной команде, победившей по конкурсу. При этом новому фонду очень бы помогло создание международной сети экспертов (аудиторов), которые давали бы рекомендации по объектам инвестирования и оказывали содействие в подготовке инновационных компаний к переговорам с инвесторами.

К сожалению, нельзя забывать и о печальной российской традиции банального разворовывания госсредств. Обезопасить фонд от этого можно, передав управление им профессиональной венчурной компании под контролем совета, включающего представителей ИТ-рынка и уважаемых зарубежных экспертов.

Ошибки в управлении фондом и его деятельности, в особенности со стороны государства, могут привести к непоправимым последствиям для зарождающегося рынка венчурного капитала в сфере high-tech.

Заграница поможет

Участие государства в создании фонда снижает уровень рисков в глазах инвесторов. Если государство вкладывает собственные деньги в ИТ-сектор, значит, оно действительно заинтересовано в его развитии и будет создавать для этого самые благоприятные условия.

Подобная схема, как предполагают авторы проекта, позволит привлечь в отечественный ИТ-сектор частные инвестиции, объем которых будет во много раз превосходить государственные вложения.

Однако фонд ждет скорее иностранных, чем отечественных инвесторов. Российским инвесторам высокие технологии не интересны, так как по уровню доходности этот сектор сравним с сектором недвижимости и даже нефтяным, а вот риски в нем намного больше. Инициативу правительства и президента поддержат скорее западные корпорации, инвестиционные фонды и финансовые структуры, возможно, частные инвесторы.

Но чтобы это произошло, государство должно сдержать свои обещания и показать, как быстро и каким образом его доля в уставном капитале фонда станет меньше 25% (а в идеале - постепенно выйти из фонда со своими вложениями).

Фонд имеет все шансы на поддержку западных корпораций и фондов, потому что у российского ИТ-рынка есть первые венчурные успехи. Это успех "Аэлиты" Ратмира Тимашева и Андрея Баронова, привлечение Сергеем Белоусовым капитала в свой SW-Soft от гранда high-tech венчурного капитала Bessemer Ventures и успех его Acronis; Yandex Аркадия Воложа, и другие интересные технологии от целого списка компаний, которые основаны русскими предпринимателями. Действительно, частные инвесторы любят госгарантии и господдержку, и проект фонда мог бы заинтересовать западные компании и фонды.

Важно только, чтобы были обеспечены понятные западным инвесторам правила игры.

В целом новый инвестиционный фонд оценивается ИТ-рынком как правильная и нужная инициатива государства. Главное теперь - чтобы не получилось "как всегда".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной статьи сделана попытка проанализировать процессы, происходящие в рамках развития рынка IT-технологий в России.

"Создание финансового механизма поддержки инновационных компаний - крайне необходимый элемент Концепции, без которого идея технопарков повиснет в воздухе, - говорит Валентин Макаров, президент "Руссофт". - Без источников "дешевых" и инновационных денег малые инновационные компании с хорошими идеями умрут, а если даже выживут, никогда не дадут отдачи, на которую рассчитывали авторы Концепции".

С учетом недавно объявленных планов по созданию технопарков и особых экономических зон создание фонда представляется вполне своевременным.

Президент НКК Александр Калинин считает, что фонд создается, в том числе, и благодаря наличию стабилизационного фонда, аккумулирующего сверхдоходы от экспорта нефти.

"Теперь общество ожидает от государства инвестирования этих сверхдоходов, в частности, в инфраструктурные проекты. И один из таких проектов - развитие технологий и инноваций, в том числе ИТ. А инвестиции пойдут через создаваемый фонд", - говорит он.

Таким образом, несмотря на то что по распространению высоких технологий Россия еще отстаёт от развитых стран, темпы развития информационно-коммуникационных технологий продолжают ускоряться, определяя уровень и направления развития всех секторов экономики и повышения качества жизни людей. Этому способствуют создание специализированных ИТ-парков, особых экономических зон и появление инвестиционного фонда технологий и инноваций.

Приоритетами информационного развития страны являются модернизация существующей технологической базы информационных и телекоммуникационных систем России и развитие российского сегмента сети Интернет, это находит понимание и у представителей как государственных структур, так и специалистов в области ИТ-рынка. Важно также создать в стране единую систему информационной безопасности и наладить координацию деятельности федеральных программ в сфере информатизации.

В статье использованы материалы сайтов: http://www.rg.ru, http://www.cnews.ru, http://www.crn.ru.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты