16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Ноутбук за $100: от мифа к реальности

22.04.2006

PalMan

Так уж сложилось в этом мире, что косвенной оценкой возможностей любого устройства является его стоимость. Спорить с таким подходом сложно, ведь по сути цена учитывает все затраты на изготовление, включая идею, проектирование, маркетинг и т.д. И соответствие современному уровню развития технологий в том числе.

Но в то же время нельзя не заметить, что существует отдельная категория пользователей, для которой не столь принципиально наличие всех последних технологий, но весьма критична цена. Это дети. Взять тот же самый компьютер, который в последнее время все активней используется в учебном процессе. Конечно, при обучении детей можно пользоваться и "дедовскими" методами - мелом по доске, стилом по глиняной табличке, соломинкой по песку... но в двадцать первом, подчеркнем это слово - информационном - веке без компьютера просто никак.

Всевозможные калькуляторы это не то, они всего лишь облегчают выполнение математических действий. Да, сегодня они есть у каждого школьника, но, на наш взгляд, приносят больше вреда, чем пользы, - "мозги" необходимо тренировать с младых лет. Что касается компьютера, то вряд ли сегодня кто-либо считает его просто вычислительной машиной, это не только рабочий инструмент, но и средство общения, обучения и развлечения. Вот вам и развенчание первого мифа о том, что на компьютерах люди только работают, компьютер - это своеобразная игрушка для "взрослых детей". Пусть и интеллектуальная, но все же игрушка. Но не будем заходить далеко, любой пользователь знает сам, что значит в его жизни компьютер. Надеемся, что вопросы образования и получения информации стоят далеко не на последнем месте.

А теперь давайте подумаем, какой родитель откажется заменить своему чаду тяжелый портфель с учебниками, бесконечные походы в библиотеку, гору тетрадей и канцелярских принадлежностей... (надеемся, все учились в школе) на небольшой ноутбук. Думаем, что все согласятся. Невооруженным глазом виден огромный выигрыш в компактности решения, мобильности (учиться можно везде), объеме информации (Всемирная паутина всегда под руками) и других аспектах. Разумеется, есть нюансы, например, безопасность или запрещенный контент, но ведь это все решаемо. Одним словом - революция!

А, кстати, революционная ситуация налицо: верхи уже не могут, а низы не хотят учиться по-старому (классика жизни), но самое главное, что в ближайшее время это идея может стать явью. Проект "Один ноутбук каждому ребенку" зародился в начале прошлого года и медленно, но верно движется к реальности. Об этой заслуживающей уважения идее, ее первых воплощениях, успехах и проблемах и будет наш сегодняшний разговор.

Будущее начинается сегодня

Дети - это наше будущее, а посему о том, какие они будут, нужно думать сегодня. Общеизвестный факт, на наш взгляд, не требующий доказательств. Но путей "превращения" ребенка во взрослого человека существует множество, и одним из главных столпов этого процесса является образование. Как мы уже упомянули, пути компьютера и учебного процесса с каждым днем все больше сближаются, и сдерживающим фактором здесь выступает именно цена. Однако профессор Николас Негропонте (Nicholas Negroponte), основавший при Массачусетском технологическом институте медиа-лабораторию (MIT Media Lab), решил, что пора положить конец безраздельному господству на рынке производителей ноутбуков, сконцентрировавшихся на эскалации технологий ради прибыльности. Ноутбук стоимостью сто долларов - вот его аргумент.

Вся эта история началась в начале 2005 года в Давосе. Выступая перед участниками Всемирного экономического форума, Николас Негропонте представил концепцию уникального ноутбука, призванного совершить революцию в системе обучения детей. Разумеется, главной изюминкой устройства должна быть его цена - сто долларов в условиях серийного производства. Но, заметьте, что эта идея отнюдь не коммерческая. Состояние грамотности (не компьютерной, а обычной) в развивающихся странах является неизменной темой на заседаниях ООН и других общественных организаций, и подобный ноутбук профессор считает единственным способом не только показать детям высокие технологии в деле, но и в корне изменить процесс учебы и вызвать интерес к получению образования.

Почему ноутбук? Во-первых, это компьютер будущего, который поздно или рано, но все же вытеснит настольные ПК. С другой стороны, для ребенка важно психологическое восприятие устройства, ведь это будет не школьный (то есть коллективный) компьютер, а личный. Соответственно, у детей будет к устройству соответствующее отношение, и использовать ноутбук можно будет как в школе, так и дома. Негропонте образно сравнивает компьютер с карандашом, который есть у каждого школьника, но в то же время обладает определенной степенью индивидуальности. В-третьих, устройство является портативным, что позволяет считать его удобным электронным компаньоном тянущегося к знаниям ребенка.

Однако реализовать эту идею в одиночку MIT Media Lab не в состоянии, и тогда же на форуме была создана неправительственная организация с весьма красноречивым названием "Один ноутбук каждому ребенку" (One Laptop per Child - OLPC), в состав которой вошло еще пять компаний: Google, AMD, News Corp., Red Hat, BrightStar. Также были определены страны, где в первую очередь должны появиться эти ноутбуки, это Китай и Индия (два огромнейших по емкости рынка), а также Бразилия, Египет, Таиланд и ЮАР. Разумеется, речь идет о поставках миллионов устройств, но это только начало, впоследствии планировалось увеличить производство до 100-150 миллионов устройств в год (!). Грандиозные планы, особенно если учесть, что за 2005 год было продано приблизительно в два раза больше обычных ноутбуков. Также возможны два пути получения ноутбуков: централизованная правительственная закупка либо благотворительная помощь.

Забегая вперед, заметим, что не всем задумкам было суждено сбыться. Так, свое обещание создать к ноябрю 2005 года рабочий экземпляр ноутбука Негропонте выполнил, устройство было показано мировой общественности на пресс-конференции в рамках проходившего в Тунисе Всемирного саммита по информационному обществу WSIS. Но члены ассоциации OLPC сообщили, что потребуется еще около полугода, чтобы закончить доработку ноутбука, и, соответственно, начало серийного производства переносится на осень 2006 года, а первые потребители в развивающихся странах получат устройства не раньше четвертого квартала того же года. Впрочем, это и неудивительно, ведь по своей сути ноутбук уникален.

Далеко "не детский" ноутбук

Думаем, всем известно, что как минимум половина стоимости обычного ноутбука - это расходы на маркетинг и рекламу. Но даже отказавшись от них, уложиться в сто долларов весьма проблематично. Поэтому, создавая свой ноутбук, Николас Негропонте попытался отыскать и применить уже существующие технологии, которые пока не нашли широкого применения. И проделанная им работа достойна глубокого уважения. Кстати, за время существования проекта исходный вариант уже успел немного трансформироваться, но мы, разумеется, будем говорить о последней версии устройства. Хотя, не исключено, что к началу серийного производства и она изменится. Но, на наш взгляд, идея не должна претерпеть каких-либо серьезных изменений.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на творение Негропонте, так это его "детская природа". Ярко-зеленая расцветка, прорезиненный корпус, способный в некотором роде противостоять детским шалостям, и наличие ручки, которой, честно говоря, так не хватает в обычных ноутбуках. Да-да, корпус ноутбука состоит из трех взаимно перемещающихся относительно одной оси составляющих - дисплея, клавиатуры и ручки. Поэтому количество рабочих положений побольше, чем у традиционного ноутбука и Tablet PC вместе взятых. В принципе, речь идет о трех базовых положениях: writing pad (классический ноутбук), tablet (планшетный компьютер) и theater (развлекательный вариант), но поскольку три составляющие ноутбука могут разворачиваться на 360 градусов, школьник может создать и жестко зафиксировать любое удобное для него положение.

Любопытно выглядит утолщенный шарнир, но это неспроста, внутри него расположена аккумуляторная батарея, которую компания называет power module. Эффектное и в то же время очень практичное решение. Конечно же, батарею можно традиционно заряжать от сети, но ведь в развивающихся странах частенько случаются перебои с энергоснабжением. Поэтому предусмотрены два резервных варианта. Первый - просто заменить батарею, эта операция ничуть не сложнее, чем поменять батарейки в любом электронном приборе, и по плечу даже детям. Второй способ - это собственноручно "добыть" электричество. Расположенная с правой стороны желтая ручка является приводом миниатюрной динамо-машины, и задействовав ее, можно подзарядить аккумулятор.

Продолжим. Серьезная статья расходов владельца ноутбука - это стоимость операционной системы и приложений (возможно, для России это не столь актуально, но тем не менее). Соответственно, долой дорогостоящий софт, на ноутбук будет установлена специально адаптированная для подрастающего поколения версия Red Hat Linux. Еще один дорогой элемент любого ноутбука - это дисплей. Вот здесь Негропонте сотоварищи пришлось приложить максимум усилий, в результате чего им удалось создать матрицу стоимостью всего лишь в 35 долларов. И при этом она обладает весьма привлекательными характеристиками. Рабочая диагональ 8 дюймов, разрешение 800х600 пикселей, наличие чувствительного к прикосновению слоя, плюс к этому предусмотрены два рабочих режима - цветной и монохромный. Кстати, последний режим нам кажется очень практичным: помимо снижения энергопотребления ноутбука, он позволяет использовать его в качестве электронной книги, или в данном случае, электронного учебника.

Что касается "сердца" ноутбука, то на его роль претендует процессор AMD Geode с тактовой частотой 500 МГц. Окончательные спецификации еще не оглашены, но, судя по всему, это будет чип AMD Geode LX 800@0.9W, появившийся летом прошлого года. Процессор изготовлен по 0,13 мкм техпроцессу, имеет 128 Мб кэш-памяти второго уровня, поддерживает инструкции Intel MMX и AMD 3DNow!, имеет встроенные контроллеры оперативной памяти, PCI-шины и двухмерный видеоускоритель. Рейтинг производительности этого процессора составляет 800 единиц, энергопотребление от 0,9 до 2,4 Вт. Оставшаяся аппаратная подсистема ноутбука также удивляет своей "нестандартностью", но, по мнению создателей, это оптимальный вариант для детей. Так, в устройстве будет 128 Мб оперативной памяти, встроенный Wi-Fi модуль для беспроводного подключения к Интернету и интерфейс USB (четыре разъема). Вам может показаться, что мы забыли о жестком диске. Да нет, не забыли, просто его в этом ноутбуке нет, роль хранилища информации возложена на флэш-память объемом 1 Гб. С одной стороны, этого достаточно для ежедневных нужд школьника, и в то же время избавляет его от необходимости заниматься обслуживанием винчестера.

Мы уже говорили о сенсорном вводе информации посредством дисплея, к тому же в ноутбуке есть и клавиатура. Вдобавок к этому разработчики расположили под клавиатурой небольшую сенсорную площадку, которую можно использовать для упрощения навигации или ввода текста, и два пятипозиционных джойстика рядом с дисплеем. Так что жаловаться на малое количество способов ввода информации не приходится. Кстати, есть и два небольших динамика, наделяющих это необычное устройство "голосом". Как видите, конфигурация ноутбука явно не hi-end уровня, но с учетом позиционирования этого устройства и его неслыханной стоимости она выглядит весьма и весьма достойно.

За и против

Интересно получается, ноутбук от MIT Media Lab еще не вышел в свет, а вокруг него уже разгорелись нешуточные страсти. Судя по всему, кое-кто заволновался, ведь если этот проект окажется успешным, то очень многое может измениться в мире компьютеров. И одной из первых в этот спор включилась корпорация Intel. По мнению Крэга Баррета (Craig Barrett), миллионы потенциальных владельцев этого ноутбука просто не захотят им пользоваться, глава Intel полагает, что им нужен более серьезный и полноценный компьютер. На его взгляд, ноутбук стоит называть не портативным компьютером за сто долларов, а устройством за сто долларов, поскольку это более реально отражает его возможности. Напомним, что у Intel есть несколько программ, нацеленных на ликвидацию компьютерной безграмотности, и в них участвуют порядка трех миллионов школьных учителей школ со всего мира. Но в данном случае используются полнофункциональные компьютеры, стоящие как минимум в 4-5 раз больше ноутбука, созданного Николасом Негропонте.

Мнение, на наш взгляд, довольно спорное, поскольку оно в полной мере соответствует политике компании "все, что не Intel, - плохо". Кстати, AMD возлагает большие надежды на этот проект. Достигнув к концу 2005 года почти пятой части мирового рынка микропроцессоров, компания рассчитывает его увеличить еще больше за счет стодолларовых ноутбуков. Конечно, коммерческая сторона также имеет значение, но, думаем, в данном случае при выборе процессора более важным было отношение цена/возможности, и здесь AMD явно выиграла.

Однако нам показалась интересной фраза Крэга Баррета: "... проблема состоит в том, что такие устройства в прошлом не были успешными", и мы решили вспомнить историю Amida Simputer. Она началась в 1998 году, когда индийское правительство решило приобщить своих жителей к достижениям научно-технического прогресса и повысить грамотность населения. Полученный в 2001 году грант в размере 100 тысяч долларов от французского Фонда Южной Азии был пущен на создание "компьютера для бедных". В результате был выпущен карманный компьютер, оснащенный процессором Intel, 32 Мб ОЗУ, 16 Мб флэш-памяти и дисплеем с разрешением 320x240 пикселей. Скажем честно, это устройство стоимостью около 150 долларов не пользовалось в Индии особой популярностью, и впоследствии акцент был смещен на дешевые настольные модели стоимостью порядка 200 долларов.

Однако давайте послушаем и противоположное мнение, высказанное вице-президентом корпорации Microsoft Крэгом Манди (Craig Mundie) в его интервью американской "New York Times". Он утверждает, что наиболее перспективным способом распространения компьютеров в развивающихся странах являются даже не ноутбуки, а... сотовые телефоны. Речь идет о специализированных телефонах, способных функционировать в роли компьютера при подключении с помощью адаптера к телевизору и клавиатуре. Обоснование - оснащенность телефонами достаточно высока, да и телевизоры есть практически в каждой семье. Попутно заметим, что подобные исследования проводились и в лаборатории Негропонте, но перспективность этой разработки была признана низкой и нерентабельной.

Интересно, что это интервью появилось в январе 2006 года через неделю после того, как OLPC подписало Протокол о намерениях, согласно которому дальнейшее развитие проекта Негропонте и разработка образовательных ресурсов будет осуществляться в тесном взаимодействии с Программой развития ООН. На сегодняшний день у MIT Media Lab уже есть порядка 20 млн. долларов на разработки, а в скором времени семь стран - Таиланд, Египет, Нигерия, Индия, Китай, Бразилия и Аргентина - оформят сделку на приобретение 7 млн. его ноутбуков. К тому же, известно, что Негропонте уже обращался к Microsoft, но она отказалась лицензировать свою ОС Windows на использование в ноутбуках от MIT Media Lab.

Что ж, думаем, пытливый ум читателя сможет сделать из разгоревшихся споров по поводу проекта свои выводы, но, на наш взгляд, это стоящая идея. Ну и пускай в "общую упряжку" не взяли лидеров рынка Intel и Microsoft, они сами отказались, предпочтя заниматься более выгодными проектами. Но ведь коммерческая выгода не всегда должна быть на первом месте, дети так или иначе придут в мир высоких технологий. И, судя по всему, этого осталось ждать недолго.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты