16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Информация и человек. Часть 2

30.06.2004

Сергей Ярошенко, Сергей Курбатов

"Ничего" и "всё" - две смыкающиеся сущности. Выразительный символ этого - картина художника Малевича "Черный квадрат": в рамке только чернота, пустота, бесконечность, но в ней может появиться и любое полотно из миллионов, созданных художниками мира, на которых - все многообразие красок жизни. Экран - электронное воплощение черного квадрата: такой же пустой и черный у не включенного монитора, так же освещающий все аспекты жизни - у включенного.

Индуизм, черный квадрат Малевича и средства вывода информации

Психологи говорят, что можно сойти с ума, непрерывно думая о безграничности вселенной или погружаясь в глубины собственного сознания...

Однако Малевич - далеко не первый человек, предложивший в качестве философского символа квадрат. В индуизме квадрат - символ совершенства. Притягательная сила, магия экрана связана и с индуистским совершенством его формы. Совершенная индуистская форма, наиболее сильно проявлявшаяся в архитектуре, расцвела на новом электронном поприще в качестве мощного средства влияния на людей, на их духовное и физическое тела.

В индуизме функция одного из основных богов Шивы, имеющего четыре руки - символ квадрата, - разрушительная и одновременно созидательная. Здесь - объединение двух противоположных начал: разрушения и созидания. Соединение "ничего" и "все". Сила индуизма - в глобальном синтезе религиозно-философских концепций, "всеядности". Он вобрал в себя и древние верования, и культы ведической религии, и Будду, и брахманизм, и сикхизм. Он готов был принять в свое лоно и сикха, и мусульманина, и буддийского монаха, и обнаженного дигамбара. Такая "всеядность" сближает индуизм по философскому мироощущению с новым для мировой цивилизации искусством - телевидением и Интернетом.

Брахма, имеющий четыре лица (символ квадрата, прямоугольника) преобразовал, трансформировал первоначальное Единство высшей Реальности и Вечности в многообразие всего живого и преходящего. Экран преобразует Единство черного прямоугольника в многоцветье и многообразие жизни. Он как бы объединяет две противоположности: единство и многообразие. Все искусства, связанные с иконикой, сохраняя свою особость (в том числе изобразительные, театр, кино), шли к своеобразному объединению в виде телевидения (Интернет). Как в диалектике: единство и противоположность частного и общего.

На лбу Шивы - третий глаз, глаз гневного разрушителя, дающий возможность все видеть и знать. Сила Шивы - в его духовной энергии. Так же и телевидение (Интернет), подобно третьему глазу Шивы, позволяет все увидеть и узнать, обладает мощной духовной энергией, проявляющейся в определяющем воздействии на души людей.

Одной из главных аватар бога Вишну считается Кришна - божество, культ которого имеет в Индии, а сейчас зачастую и в России, самостоятельное значение. Он - покровитель искусств. Семантика его имени "Черный". Последние два положения вновь позволяют видеть философские, мировоззренческие корни и квадрата Малевича, и экрана устройства вывода информации в древнем индуизме.

Особое значение квадрата, четырехугольника каким-то образом (возможно, связанным с едиными корнями всех религий и философий) находит свое отражение и в Библии в виде не только содержания, но и формы религиозных предметов:
"И сделай жертвенник... чтобы он был четырехугольный... Сделай наперсник судный... Он должен быть четырехугольный... И вставь в него оправленные камни в четыре ряда".

Влияние информации на формирование индивидуального опыта поведения человека

Приходилось ли вам испытывать разочарование, когда получаемый результат не совпадает с ожидаемым?

Построение модели будущих событий, происходящее в ходе формирования поведения человека, предполагает выдвижение акта-гипотезы и его тестирование в уме или в подсознании.

При просмотре телевизионных передач человек как бы примеряет на себя демонстрируемые ситуации, принимает виртуальное участие в событиях. Он подсознательно выдвигает и проверяет гипотезы своего поведения. При этом формируются и закрепляются выстроенные цепочки активированных нейронов.

Системообразующим фактором выступает результат тестирования гипотезы в подсознании. Зритель формирует опыт своего поведения, накапливает оценки вариантов поведения и запоминает реализующий их составов нейронов. Между внутренним и внешним тестированием вариантов может быть временной интервал до нескольких лет: в течение этого интервала в памяти хранится построенная система. Но этот интервал конечен, и через некоторое время (индивидуальное для каждого человека) структура опыта, состояние его нейронного и молекулярно-биологического обеспечения изменится или даже разрушится.

Результаты внутреннего тестирования гипотез собственного поведения могут не совпадать с виртуальным развитием событий на экране телевизора. Такие несовпадения приводят к возникновению внутреннего протеста-конфликта, который увеличивает потенциал агрессивного поведения. Реализация этого потенциала приводит либо к включению моторной коры (механической агрессии), либо речевой зоны (вербальной агрессии), либо к перенастройке состава активированных нейронов, то есть к принятию навязанного варианта поведения. Такой исход событий характерен для детей и подростков, обладающих очень гибкой и неустойчивой нейроструктурой.

Резонансное распространение эмоций человека под влиянием специализированной информации

Интересно, в чем причина успеха латиноамериканских сериалов у российских домохозяек?

Известно, что эмоции человека легко передаются от одного к другому. Эмоции передаются не только от реального человека к человеку, но они также передаются от виртуальных личностей (кино- и телегероев) реальным людям (зрителям). Что же такое "передача эмоций"? Передача эмоции - переход эмоционального состояния кино- или телегероя к зрителю. Как правило, переход осуществляется путем, похожим на резонансные явления в физике, при допущении, что человек в определенных условиях при передаче эмоций близок к линейной системе. Если собственная частота колебаний параметров психофизического состояния зрителя близка или совпадает с таковыми колебаниями у экранного героя, то наступает резонанс со всеми сопутствующими этому явлению процессами. Прежде всего, скачкообразным увеличением амплитуды колебаний параметров, определяющих эмоциональное психофизическое состояние человека. Но какова физическая природа колебательных явлений в человеке, резонирующих с таковыми другого человека, реального или виртуального, и вызывающих изменение и передачу эмоций?

При передаче эмоций важную роль играет тот факт, что возникновение резонансной эмоции не обладает однозначностью. Это связано с наличием двух типов резонансов, аналогов резонансам напряжений и токов в электротехнике и недетерминированностью работы мозга и его ответов. Реакция мозга, связанная с подсознанием - с правой половиной мозга, отвечающей за образное мышление (вне сферы логического мышления), - носит вероятностный характер. Это увеличивает потенциал мозга по решению задач, превышающих по сложности возможности его детерминированных вычислительных структур. Только аналоги квантовых физических структур с вероятностными исходами функционирования позволяют это сделать.

Собственные колебания из-за наличия потерь всегда затухают, поэтому по истечении некоторого времени в системе остаются только одни вынужденные колебания. Хорошая иллюстрация резонанса эмоций имеется среди работ известного карикатуриста Х. Бидструпа. На скамейке - несколько человек. Один из них читает газету, находит что-то смешное и начинает смеяться. Постепенно смех захватывает всех (резонанс эмоций). Потом тот, кто начинал смеяться, перестает. А остальные продолжают. То есть остаются одни вынужденные колебания.

Резонанс эмоций широко используется (сознательно или интуитивно) создателями телесериалов, особенно латиноамериканских. При просмотре этих сериалов резонанс эмоций вызывает появление у многих зрителей, особенно женщин, в силу некоторых особенностей функционирования нервной системы, сильные эмоциональные переживания. В свою очередь, они приводят к повышенному выделению в организме нейро - и других гормонов стресса. В частности наркоподобных веществ, призванных ограничить негативное влияние стресса. Постоянный, регулярный просмотр, да еще в одно и то же время приводит к возникновению синдрома ожидания организма, точнее, к появлению биологически активных веществ в клетках. Наступает явление, похожее на наркозависимость от телевизора. Кроме того, высокий "вес" резонансных эмоций в общем спектре переживаний человека приводит к изменениям во внутренней модели мира: реальные чувства, переживания, эмоции заменяются виртуальными, искажается структура восприятия афферентных сигналов, реакция на реальные внешние события становится не полностью адекватной. Возможно появление и развитие психотических и невротических реакций.

Однако резонанс эмоций играет и положительную роль в распространении и усилении положительных эмоций, играющих часто решающую роль в сохранении и упрочении психического и физического здоровья людей.

Информация и скрытая депрессия

Депрессия (лат. depressio - подавление) - подавленное, угнетенное психическое состояние.

Накопление в подсознании энергии негативных эмоций, происходящее при просмотре телевизионных программ, вызывающих стрессы, приводит через некоторое время к превышению этой энергией некоего порога, за которым наступает скрытая депрессия. Величина порога строго индивидуальна для каждого человека. Скрытая депрессия трудно распознается, но ее влияние на человека сильнее, чем явной. Скрывают депрессию сами люди, надевая на себя маску беззаботности, жизнерадостности, иногда даже более или менее активной деятельности. Оставаясь в глубине своего "я" подавленными, внутренне одинокими, неспособными в случае необходимости на активное сопротивление людьми, они "играют роль". Их психика занята самоконтролем, сохранением "маски". На это уходит много энергии, особенно психической, В результате энергии не хватает на поддержание иммунитета, на борьбу с недугами, они чаще болеют, склонны к хроническим болезням. У них периодически происходят психологические и психические срывы, особенно после периодов, когда долго приходится "держать маску". Эти люди склонны уединяться, уходить "в себя". Им обязательно нужны периоды одиночества разной продолжительности. Через какое-то время скрытая депрессия превращается в явную. Величина этого времени зависит от устойчивости нервной системы и наличия реальных, а не виртуальных стрессовых ситуаций, их глубины и продолжительности, их содержания, регулярности и синхронности с биоритмами человека, возраста, пола и т. д.

Скрытые депрессии трудно поддаются диагностированию и лечению. Наиболее эффективным методом лечения является психоанализ, поскольку склонность человека к депрессии, как правило, связана с детскими переживаниями, стрессовыми событиями. Поэтому чрезвычайно вредно показывать детям телевизионные передачи, способные вызвать у ребенка негативные эмоции. Прав был великий Образцов, когда утверждал, что детям ни в коем случае нельзя показывать страшные сказки. Однако современные детские передачи переполнены монстрами, жестокостью и страхом. Хорошей профилактикой скрытой депрессии являются: классическая музыка, интеллектуальные, юмористические и другие телевизионные передачи с грамотной иконикой и продуманными сценариями.

Информация и рост преступности

Человек, как любое стадное животное, инстинктивно копирует стиль поведения даже незначительной части своей популяции...

В значительной мере преступность зависит от вектора дифференциальной психологии в обществе. На его величину и скорость изменения существенное влияние оказывает тиражируемая информация, но особенно документальная и художественная информация, появляющаяся на телеэкране.

Это влияние разнопланово: от прямого научения, провоцирования и косвенной пропаганды до невольной подготовки психики и психофизиологии людей к преступной деятельности - воспитание жестокости и снижения порога сочувствия.

Первое происходит стихийно при бесконечном показе технологий преступлений в фильмах, спектаклях, информационных и других передачах. В одних названиях телепередач присутствует мощное нейропрограммирование, если не на преступления, то на готовность их восприятия как само собой разумеющегося обычного неизбежного общественного явления.

Второе - более тонкое и скрытое влияние через психофизиологические механизмы человека. Соотношение гормонов тестостерона и эстрадиола в организме определяет склонность человека к агрессивному поведению и таким же поступкам. Поэтому все внешние воздействия, как физические, так и психологические, приводящие к изменению этого соотношения, способны провоцировать рост преступности. К числу таких внешних воздействий относится и просмотр агрессивных телепередач, прослушивание агрессивной музыки и воздействие агрессивных иконических структур.

Нейроны, входящие в состав сенсорного и ассоциативного полей коры головного мозга, вырабатывают и формируют ответную реакцию организма на многомерный интегральный входной сигнал. Поэтому виртуальные телевизионные ситуации, воспринимаются мозгом как реальные. Формируется защитная ответная реакция, в ходе чего меняется количественное соотношение между тестостероном и эстрадиолом в организме. Особенно это опасно при наличии нарушения соотношения в пользу тестостерона. Нарушение усиливается, агрессивность человека растет и может довести до попытки совершения преступления или даже до его совершения. Достигнутое соотношение гормонов сохраняется в организме некоторое время и после прекращения воздействия факторов провоцирующих агрессивность. При регулярном повторении провоцирующих ситуаций организм как бы обучается, запоминает свое состояние (с помощью других отделов мозга, т. к. все отделы мозга "работают" коллективно) и при повторении ситуации реагирует все быстрее и эффективнее, то есть агрессивность становится нормой, ее жестокость растет, а период "успокоения" системы увеличивается. Опасность заключается в том, что все эти процессы неосознаваемы и неконтролируемы сознанием.

Вирусы (лат. virus - яд) - возбудители инфекционных болезней растений, животных и человека, размножающиеся только внутри живых клеток...

Особенностью современного информационного общества является постепенная замена силовых методов управления людьми на информационно-психологические методы. Это достигается за счет явного и скрытного внедрения в сознание человека определенной управляющей информации, которую человек затем может воспринимать как свою собственную. Действие этой информации проявляется в том, что человек добровольно начинает хотеть того, чего от него желают получить манипуляторы.

Реализация таких методов управления людьми, особенно с использованием каналов распространения аудиовизуальной информации, привела к появлению понятия "информационный или психологический вирус". Выявление существования информационно-психологических вирусов позволяет по-новому посмотреть на базовые причины терроризма, фанатизма, одержимости, революций, войн, а также на роль религий, идеологий, прессы, радио, телевидения и Интернета в обществе.

Существуют сравнительно безвредные информационные вирусы, такие как моды или вирусы сленговых выражений. Однако среди вирусов есть и крайне разрушительные, такие как вирусы тоталитарных, молодежных банд, фашистских идеологий. Такие информационные вирусы могут программировать сознание человека на нанесение максимального вреда людям или самому себе, например в виде самоубийства. Некоторые специалисты считают, что революции, войны и другие массовые безумства есть не что иное, как эпидемии, вызванные агрессивными информационными вирусами.

Вирусы встречаются в трех основных сферах. Во-первых, в мире биологии - биологических вирусов у людей, животных и растений. Вторая сфера деятельности вирусов - это мир компьютеров и информационных сетей. При этом некоторые электронные формы вируса иногда бывает так же сложно выследить, как и его биологический эквивалент. Третья сфера деятельности вирусов - это область человеческого сознания, культуры, идеологий. Так же как клетки и компьютеры, человеческое сознание содержит все, что необходимо для существования вирусов.

Основными свойствами любого вируса, в том числе и информационного, являются:

- Функциональная ограниченность в виде узкой специализации его программ. Так, вирус гриппа вызывает только грипп, компьютерный вирус вызывает только вполне определенные нарушения в работе компьютера, а информационный вирус вызывает вполне определенные негативные состояния и действия человека или группы. Например, информационный вирус моды - это не то же самое, что информационный вирус тоталитарных сект.

- Способность к внедрению в биологическую клетку, компьютер или человека путем преодоления или обмана механизмов защиты.

- Захват управляющих центров объектов атаки и подчинение этих центров самих объектов программам вируса.

- Изменение нормального состояния объекта путем ограничения, искажения или разрушения его функциональных возможностей.

- Способность позволять своим жертвам выжить на длительный или короткий отрезок времени, для того чтобы они могли разносить этот вирус дальше.

- Способность к самокопированию, используя механизмы копирования биологической клетки, компьютера или сознания человека и вынуждая их воспроизводить копии данного вируса.

- Способность к широкому распространению в среде путем массового заражения объектов или субъектов.

- Способность жить собственной жизнью и распространяться в среде без участия своего создателя.

Особенностью информационных вирусов является также способность образовывать "фильтры восприятия", с помощью которых происходит отбор поступающей к человеку информации, что создает существенные искажения воспринимаемой человеком реальности.

Одним из наиболее циничных распространителей информационных вирусов является реклама. Такие вирусы овладевают умами людей, подталкивают их к соответствующим полкам в магазинах, заставляя их покупать часто ненужные вещи.

Для повышения эффективности воздействия информационных вирусов используемых в рекламе и пропаганде, их нацеливают на базовые функции человека, связанные с его выживанием. Такие вирусы эксплуатируют в человеке реакции опасности, связанные со страхом, насилием, кровью, убийствами. Эксплуатируются также такие базовые функции человека как питание и секс. Кроме того, широко используются вирусы, связанные с авторитетом, с сенсационностью, с чувством обиды на людей одной веры, нации, идеологии.

Разработаны методы дополнительного усиления воздействия информационно-психологических вирусов. Они используют компьютерную обработку и подачу сигналов. Сюда входят, в том числе и скрытые, подпороговые методы подачи информации.

Роль информации в формировании экологической культуры

Каждую минуту уничтожаются леса реки Амазонки на площади равной двум футбольным полям. Сколько аналогичных полей вырубается ежеминутно в российских лесах, не известно никому...

Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус, особенности истории, духовный климат эпохи. В зависимости от ценностно-мировоззренческой направленности общества, от того, что в нем считается добром, а что злом, полезным и бесполезным, прекрасным и безобразным, формируется соответствующая оценка человеческой деятельности. Возникают определенные различия в системе ценностей отдельных культурно-исторических регионов, характере их изменений, обусловленные в конечном итоге спецификой экономической основы жизнедеятельности общества. Таким образом, от того, какова ценность природы в культуре, зависит характер природообразующей деятельности общества. На рубеже нового тысячелетия человечество оказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности и погибнуть в экологической катастрофе, либо кардинально изменить его и сохранить природу для жизни последующих поколений.

Вот почему, от того, насколько успешно будет идти экологизация образования и всей культуры современного общества, зависит - быть или не быть человечеству.

Экологическая культура предполагает новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания и понимания. Это требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию, способствует переработке и отбору необходимой информации, социального опыта, духовных и материальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями. Познание сущности, глубины, важности и масштабности взаимодействия человека и природы играет существенную роль в становлении нового экологического мышления, переориентирующегося на выявление и решение экологических проблем.

Очевидно, что роль экологической культуры выражается: во-первых, в гармонизации отношений человека с природой, во-вторых, в стимулировании экологизации науки, техники, экономики, в-третьих, в экологизации всех сторон социального развития индивида (образования, воспитания и т. д.).

Важным фактором формирования, накопления и использования информационных ресурсов является система коммуникации общества, в том числе средств массовой коммуникации и среди них телевидения и Интернета.

Для иллюстрации приведем анализ телевизионных программ на наличие передач, связанных с экологической тематикой (табл. 1).

Анализ табл. 1 показывает, что при незначительном уменьшении общего эфирного времени (на 8%) по основным программам (Останкино, РТР, 2x2, МТК, Российские университеты, НТВ, Санкт-Петербург, TV-6) и активном развитии новых каналов, время, выделяемое на передачи, посвященные окружающей среде и экологическим проблемам, уменьшилось почти в 2 раза. (В течение 5 анализируемых лет 40% времени, уделяемого освещению экологических проблем, приходилось на долю канала ОРТ.)

Таблица 1

Наибольший спад зафиксирован в 2000 году из-за завершения трансляции нескольких крупных сериалов (например, "Дикая Природа Африки", "Подводная Одиссея команды Кусто"). Однако в 2001 году появились новые познавательные передачи ("Диалоги о животных", "Среда" и т.п.), вносящие свой вклад в дело экологического просвещения населения.

Одновременно на некоторых каналах (например, REN-TV, CTC, 31 канал) экологическим передачам до сих пор не уделяется никакого внимания. Возможно, подобная проблема сопряжена с еще не достигнутой обществом необходимостью кардинальной трансформации человеческих потребностей. Известно, что привычный образ мышления и господствующие стереотипы зачастую побуждают людей жертвовать общечеловеческими интересами ради сиюминутных выгод, весьма сомнительных с точки зрения их экологической обеспеченности.

Представляется, что телевидение должно быть призвано способствовать преодолению традиционных экономических стереотипов технократической направленности, а также формировать стремление к идеалу здоровой окружающей и социальной среды для развертывания экологической деятельности в качестве главного "социального" механизма выживания человечества.

Литература

Материалы 11-ой научно-технической конференции "Современное телевидение". Труды конференции, М., 2003.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты