16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Цифровое фото проникает под воду

05.08.2005

Сергей Курбатов

Цифровая подводная фотография сейчас все же находится еще в начальной стадии развития, по сравнению с цифровой "наземной". Если в целом цифровая фотография зародилась примерно 10 лет назад и сделала реальный качественный и ценовой скачок около 3-4 лет назад, то под водой на цифровые камеры снимают около двух лет.

Введение

Предположим, что вы уже сертифицированный дайвер (дайвинг (diving) - в переводе с английского языка означает ныряние, погружение под воду, английское слово дайвинг теперь уже прочно вошло в русский язык и стало популярным в среде подводников) и имеете на своем счету десяток-другой погружений. Даже ваш небольшой опыт уже позволяет чувствовать себя относительно свободно и спокойно в царстве Нептуна. На суше большинство путешественников и туристов шагу не сделают без фотоаппарата. И, естественно, у вас возникает желание взять с собой фотоаппарат в подводное путешествие.

Сразу возникает вопросы: с чего начать? какую камеру покупать? на какую пленку снимать? а может, снимать на цифровую камеру без пленки? какое существует дополнительное оборудование? И весьма важно, сколько на это все потребуется денег? Если решать эти вопросы самостоятельно, то голова кругом пойдет, можно наделать много ошибок и потратить много денег впустую.

Конечно, если вы имеете какой-то (а может, и весьма большой) опыт фотографирования на суше, то ориентироваться легче. А может, у вас есть друзья с опытом подводной фотографии? Или вы прошли обучение дайвингу в клубе, где ведется обучение подводной фотосъемке? Это существенно облегчает начальные решения. Но при любом раскладе надо знать, что сейчас подводная фотография вышла на такой уровень, что позволяет новичкам довольно легко приобщиться к этому интересному, затягивающему делу и не только быстро достичь приличных результатов на уровне семейного альбома и интернет-сайтов, но и добиться общественного признания в глянцевых журналах и участвовать в фестивалях. Особенно, если вы будете вдумчиво анализировать свои результаты, консультироваться у опытных фотографов.

Перед тем как покупать камеру, вы должны решить ряд важных вопросов. Для какой цели вам нужна подводная камера? Может быть, вы будете просто фотографировать друзей под водой для альбома, на память? Может, вы будете делать видовые фотографии коралловых рифов? Может, вы интересуйтесь съемкой рыб? Может быть, вы захотите заснять максимально крупно крошечных обитателей во всех подробностях?

Немного истории

Все началось с того, что некоторые фирмы начали выпускать подводные боксы для уже существующих мыльниц с разрешением 2-6 мегапикселей, а некоторые даже выпустили чисто подводные камеры (пока только до 3-х мегапикселей). Также появились боксы и для цифровых "зеркалок". Однако большинство камер 2-4-мегапиксельного класса имеют ряд недостатков, которые рассмотрим ниже. Отметим основные преимущества работы под водой с цифровыми камерами, по сравнению с обычными пленочными. Многие любители подводной съемки теперь пользуются только цифровыми камерами, хотя и имеют в своей коллекции пленочные камеры малого и среднего формата. У многих любителей желания работать с пленочными фотоаппаратами с момента покупки Nikon D100 и Pentax Optio 550 больше не возникает.

Преимущества цифры под водой

Итак, основным преимуществом цифровой камеры, по сравнению с пленочной, является возможность просмотра изображения на встроенном экране сразу же после съемки. Это позволяет моментально оценить правильность экспозиции, цветового баланса и ряда других субъективных параметров полученного изображения и внести прямо под водой необходимые изменения в параметры съемки (экспозиции). Можно изменить не только мощность вспышки, скорость срабатывания затвора или величину диафрагмы, но также и цветовую температуру, что иногда может иметь чуть ли не решающее значение для правильной передачи красок подводного мира и его обитателей.

Другое преимущество цифровой камеры, по сравнению с обычной пленочной, - возможность записывать огромное количество кадров, не вылезая на поверхность для замены пленки. Конечно, это выполнимо при условии, что вы имеете карточку памяти, которая позволяет записать 100, 200 и более кадров в максимально возможном разрешении.

Если вы начинающий подводный фотограф, то перечисленные преимущества могут дать вам возможность научиться ставить свет и снимать под водой куда как быстрее, чем вашим коллегам, которые недавно начали снимать под водой на пленочные камеры... Ведь им нужно будет еще проявить и просмотреть свои слайды или фотографии, отпечатанные по возвращении домой (особенно если на месте съемок нет лабораторий, или есть, но не удовлетворяют по качеству проявки), и только уже потом анализировать результаты съемки со всех сторон. И, в случае неудачи, другая возможность исправить свои ошибки им представится не скоро... Ведь надо будет ждать новой поездки... Напротив, обладатель цифровой камеры может анализировать свои снимки как сразу после съемки прямо под водой, так и, более внимательно и подробно, после погружения уже на судне или берегу, используя монитор ноутбука или просто экран телевизора в отеле. Коррективы после просмотра могут быть внесены если не в тот же, то на следующий день погружений. Цифра позволяет снимать, теоретически, почти неограниченное количество кадров и учиться на своих ошибках, не портя огромного количества дорогих слайдовых пленок. При цифровой съемке вы тратите на свое совершенствование в сотни раз меньшее время, нежели ваши "пленочные коллеги".

Теперь, если вы уже собрались бежать в магазин за цифровым фотоаппаратом с боксом для него, попытаемся разобраться, какими недостатками обладает большая часть цифровых камер.

Недостатки цифры под водой

Основным недостатком большинства цифровых камер на данный момент является их "задумчивость". В основном это происходит из-за очень медленной работы автофокуса. Это касается большинства цифровых мыльниц, включая и 5-мегапиксельную Pentax Optio 550 (которую можно использовать и просто как легкую повседневную камеру). Так что если вы собрались снимать цифрой под водой, этот параметр является одним из основных, и не стоит брать камеру с общим временем срабатывания автофокуса и затвора более чем 0,1 - 0,2 секунды с момента нажатия спусковой кнопки. За это время при съемке под водой в движении у объекта съемки и у вас происходит много изменений состояния. Это как ваше собственное перемещение, так и перемещение объекта. Поэтому действительно хороший и четкий кадр вам получить будет очень и очень трудно в случае, если упомянутый выше параметр камеры хуже указанного. Да и рыба за это время может уже просто "уплыть из кадра"... Поэтому, выбирая камеру для подводной съемки, внимательно изучите ее технические характеристики. А в случае отсутствия такого параметра в технических данных, просите продавца продемонстрировать камеру в работе прямо в магазине и попытайтесь оценить время срабатывания после нажатия спусковой кнопки "на глаз". Если вы практически не ощущаете задержки, то камера по этому параметру годится и для подводной съемки (конечно, при наличии в продаже фирменного или планируемого вами самодельного подводного бокса для нее).

Сколько же иметь мегапикселей?

Современные мыльницы производятся с матрицами в 2-6 мегапикселей. Следует обратить внимание на фотоаппараты с разрешением начиная с 3-х мегапикселей по одной простой причине. Двух мегаписелей достаточно для печати снимков формата 10х15 и даже 15х20, однако по сравнению со снимками, полученными с пленочных камер, они все же будут немного уступать по качеству. Три мегапикселя - это компромисс качества и цены. С камер этого класса можно делать фотографии формата даже 20х30 и 30х40, то есть до размера различимости самих пикселей при просмотре с близкого расстояния. Однако, учитывая, что большинство отснятых кадров будет вами еще и кадрироваться для лучшего визуального восприятия, все же следует взять камеру с матрицей в 4-6 мегапикселей. С 6-ти мегапикселей можно печатать фотографии размером до одного метра по длинной стороне кадра, то есть до размера различимости самих пикселей, при условии минимальной эквивалентной чувствительности, используемой во время съемки. При высоких чувствительностях матрицы начинают "шуметь" и давать "зерно", которое выглядит все же хуже, чем "зерно" высокочувствительной пленки, - печать снимков больших размеров становится нецелесообразной. Поэтому не следует использовать высокую чувствительность матрицы при наличии мощной вспышки или синхронизированной пары вспышек.

Некоторые особенности

Большинство цифровых "зеркалок" имеют матрицу меньшего размера, чем размер пленочного кадра. Поэтому, чтобы оценить возможности применяемого для съемки привычного для вас "пленочного" объектива по фокусному расстоянию, требуется учитывать эквивалентное фокусное расстояние, которое в большинстве случаев будет в 1,5 - 1,7 раза больше, чем для 35-мм аналога. Это имеет как свое преимущество, так и недостатки. Преимущество заключается в том, что вы можете купить более дешевый макрообъектив или объектив с переменным фокусным расстоянием для съемок в режиме "макро" или с близких расстояний. А недостатком является невозможность получения того же эффекта, что и на пленочной камере, при использовании объективов типа Fish Eye, что в случае подводной фотографии имеет свои, иногда огромные преимущества при съемке крупных планов с близких расстояний. На цифровой камере в этом случае угол поля зрения будет существенно меньше, хотя глубина резкости сохранится той же. Но этот недостаток временный, так как уже появились камеры с размером матрицы 24х36 (Canon EOS D1s, 11 мегапикселей) и все больше планируется к выпуску. Остается дождаться, когда их цена станет приемлемой для среднего пользователя. Цены на цифровые фотоаппараты за последние два года стремительно снижались при одновременном улучшении потребительских качеств самих камер. Эта тенденция сохраняется и по сей день, что не может не радовать.

Немного о вспышках

Под водой съемка со вспышкой на цифровые камеры требует соблюдения тех же правил, что и при съемке на пленочные. Не следует пользоваться встроенными вспышками самой камеры, так как при малейшей взвеси получаются белесые, малоконтрастные и бесцветные снимки. Следует приобретать выносную вспышку, которая крепится регулируемым или гибким кронштейном к боксу. Однако нужно помнить, что далеко не со всеми цифровыми камерами будут работать так называемые "цифровые подводные вспышки" в режиме TTL. Скорее всего, они будут работать только в ручном или, в лучшем случае, в собственном автоматическом режиме, регулирующем мощность импульса с помощью собственного датчика отраженного света, в то время как на камере будет установлен ручной режим. Объясняется это тем, что современные цифровые камеры имеют так называемый режим предвспышки до основного срабатывания вспышки и открытия затвора. Режим этот используется для замера отраженного и прошедшего через объектив света. Почти все выпускаемые подводные вспышки его не поддерживают. Так что перед покупкой подводной вспышки, разрекламированной как разработанную специально для работы со "всеми цифровыми камерами", будьте особенно внимательны, чтобы не сделать дорогую ошибку. Помните, только некоторые подводные вспышки могут быть совместимы с цифровыми камерами в режиме TTL, и в каждом конкретном случае необходимо детальное изучение возможностей данной модели и совместимости ее с выбранной камерой.

В итоге значительная часть фотографов снимает под водой только в ручных режимах как самой камерой, так и вспышкой. Вспышка Nikon SB-80DX, при наличии соответствующего бокса, даёт возможность работы в полностью автоматических режимах, которые позволяют получать под водой практически всегда стабильный результат и позволяют фотографу больше сконцентрироваться на процессе формирования композиции, а не на ручной установке параметров.

Работа с изображениями

Обычно после того как вы перенесли свои снимки с карты памяти на компьютер, следует работа над ними в каком-либо графическом редакторе для кадрирования и, если необходимо, изменения цветопередачи. Несколько слов об изменении цветопередачи.

Если по каким-либо причинам у вас не получилась правильная цветопередача, то не факт, что вам ее необходимо исправлять, хотя это и просто. Дело в том, что обычно в таких случаях необходимо править красную составляющую спектра. При слишком сильном вмешательстве, и особенно если кадр был по той или другой причине "недосвечен" вспышкой, исправление на компьютере приводит к сильному увеличению "зернистости" изображения, иногда до недопустимых значений. (Да, почти как работа с химическими усилителями или ослабителями в обычной фотографии в прошлом!) Например, в красном канале цветности при увеличении насыщенности "зерно" (более правильно назвать это "шумом") растет в геометрической прогрессии. Это особенность алгоритмов работы программ с цветом. Поэтому иногда не следует вмешиваться в цветопередачу изначального кадра, менять лишь тогда, когда только нет другого выхода. Лучше сразу снимать с правильной экспозицией и цветовой температурой и не полагаться на волшебные возможности мощных графических редакторов, таких как Adobe Photoshop и других. Точность экспозиции для цифровых камер так же актуальна, как и точность при съемке на слайды.

Требования к темам подводной съемки

Обычно в подводной фотографии условно выделяются основные темы подводной съемки. К ним можно отнести:

- широкоугольную съемку;
- съемку рыб;
- макросъемку;
- творческую съемку.

Остановимся подробнее на некоторых требованиях, предъявляемых к темам подводной съёмки.

Широкоугольная съемка

Позволяет получить захватывающие подводные фотографии пейзажей, особенно на коралловых рифах с прозрачной водой. В эту же тему входит съемка подводного пловца в различных ситуациях. Для такого фотографирования необходима камера с широкоугольным объективом, имеющим угол зрения под водой от 90 до 130 градусов. Также необходима мощная вспышка (может, и не одна), положение которой можно менять в широких пределах относительно камеры.

Съемка рыб

Один из труднейших видов подводной фотографии. Большинство рыб редко остаются неподвижными. Обычно они не подпускают фотографа на близкое расстояние, поэтому необходимы различные хитрости, которые приходят с большим опытом, сродни опыту подводных фотографов. Здесь необходима вспышка средней мощности и объектив с углом зрения под водой от 30 до 60 градусов.

Макросъемка

Съемка самых крошечных обитателей подводного мира крупным планом, до масштаба 1:1 и крупнее. Главное здесь - метод пристального вглядывания в подводную жизнь. Здесь желательна вспышка средней мощности с пилотным светом и объективы (насадки), позволяющие снимать крупно с расстояния 15-25 см, с минимальным относительным отверстием (диафрагмой) 1:22, 1:32.

Творческая съемка

Этот вид съемки - для опытных подводных фотографов, решающих сложные композиционные, световые, цветовые и ситуативные задачи. В таких случаях используется аппаратура полупрофессионального и профессионального класса с различными приспособлениями, позволяющими реализовать конкретный замысел.

Многие фотографы, которые уже приобрели большой опыт подводной фотографии на амфибийных камерах, мечтают перейти на съемку зеркальными камерами в боксах.

Самое главное их преимущество - это предельно точная кадрировка. Что видит фотограф в видоискателе в момент перед нажатием кнопки, то и будет в кадре. При этом процесс контроля съемки существенно упрощается, особенно при грамотном использовании автоматики. Работа по теме "макросъемка" приведет в восторг любого фотографа. Съемка доставляет удовольствие и как процесс.

Точность работы экспозиционных систем зеркальных камер существенно выше, и вы сможете, во многих случаях, полагаться на их работу полностью. Но если надо, то эти системы допускают существенную корректировку и гибкость для достижения специальных эффектов. Возможно достижение совершенно изысканных цветовых и световых эффектов в режиме мультиэкспозиции...

Боксы для зеркальных камер делают многие фирмы. Их изготавливают из прочного поликарбоната или устойчивого к коррозии алюминиевого сплава. К этим боксам имеется множество портов (с плоскими и сферическими иллюминаторами) и других приспособлений.

Многие боксы имеют весьма сложную, почти изощренную механику для обеспечения взаимодействия со всеми органами управления и контроля камеры. Боксы и приспособления к ним очень дороги, иногда этот комплект дороже самой камеры в несколько раз.

Самый главный недостаток фотокомплекса с боксом - это значительные габариты и вес. С такими конструкциями уже сложнее перемещаться под водой, иногда просто невозможно забраться в расщелину рифа. Оборудование требует больше места в багаже. Необходима большая аккуратность при входе и выходе из воды. Вдобавок, на подготовку к съемке с такой системой требуется больше времени. Техническое обслуживание тоже непросто, особенно в нашей стране.

В общем, порекомендовать покупку бокса для камеры можно только людям, профессионально связанным с подводной фотографией, издательством или очень увлеченным подводной съемкой. И таких людей достаточно много.

Заключение

Нельзя также не учитывать и возможности развития цифровой фотографии. Видимо, цифровая подводная фотография - это большая и бесконечная тема... Нет смысла противопоставлять цифровую и пленочную фотографии, но важно отметить некоторые особенности. Самое главное, что здесь наблюдается очень быстрый прогресс, новые модели появляются с такой скоростью, что иногда не ясно, что приобрести сначала - камеру или бокс... Видимо, лучше одновременно.

Не до конца урегулированы отношения цифровых камер с подводными вспышками, здесь есть ограничения по автоматическим режимам. Многие любительские цифровые камеры не позволяют уверенно снимать в быстротекущих ситуациях... Хотя и позволяют оперативно просмотреть отснятый материал без всяких проявок и т.д.

Это позволяет иногда быстрее учиться на ошибках. Пока что весьма сомнительно использование существующих цифровых камер в боксах с их малюсенькими кнопочками при работе в толстых перчатках в холодной воде (при этом замерзание камеры тоже актуально). В общем, каждому свое. Практика с одной камерой, понимание особенностей и ограничений ее работы позволит существенно поднять технический уровень снимков.

И помните, что снимает не камера, а фотограф.

Использованные источники:

- http://www.neptun21.ru ;
- http://fotobook.h11.ru;
- http://venta-vlg.ru
- http://www.panasia.ru .



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты