16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Цифровой лик Индонезии

20.05.2005

Сергей Ярошенко

В результате длившейся тысячелетия тектонической деятельности образовались острова, первоначальными обитателями которых были австралоиды. Затем эти острова стали заселять малайско-полинезийские народы, начавшие мигрировать через Тайвань и Филиппины около 6 тыс. лет назад.

Во II в. н. э. на территории западной части Индонезии возникла высокоразвитая цивилизация, чьи космология, архитектура и политическое устройство были организованы по образцу индийских.

В конце VII века на Восточной Суматре буддийское государство Шривиджайя установило контроль над стратегически важными Малаккским и Зондским проливами. Это государство господствовало на окружающих морях в течение 600 лет. Одновременно Ява превратилась в великую островную империю, поскольку здесь стало возможным поддерживать существование многочисленного населения с помощью интенсивного орошаемого рисоводства.

Мусульманские торговцы из Индии и Ближнего Востока уже несколько веков посещали Индонезию, поэтому в конце XIII в. жители торговых портов Северо-Восточной Суматры стали обращаться в ислам. Сегодня ислам продолжает усиливать свои позиции на всем архипелаге: более 80% индонезийцев называют себя последователями пророка Мухаммеда.

Португальцы появились в индонезийских водах в 1509 г., но они не были допущены к контролируемой мусульманами торговле пряностями. В XVI в. португальские миссионеры обратили в католицизм около 20 тыс. индонезийцев.

В 1602 г. алчные торговцы создали на паях голландскую Ост-Индскую компанию и в скором времени получили от голландского правительства привилегии заключать соглашения, иметь свои вооруженные силы, строить крепости и вести войну в Азии от имени Нидерландов. Голландцы стремились установить полный контроль над торговлей пряностями и основали факторию в Джаякерте (ныне Джакарта).

В течение столетий метрополия получала значительную прибыль от торговли привозимыми из Индонезии кофе, чаем, хиной, каучуком, пальмовым маслом, оловом, нефтью и другими жизненно важными товарами. Эта прибыль позволила финансировать строительство новых каналов, дамб, дорог и железнодорожной сети в самих Нидерландах.

Для индонезийцев, однако, существовавшая система землепользования означала принудительный труд и притеснение, они фактически оставались рабами на собственной земле.

Реформы голландцев в области образования и политического управления Индонезией способствовали росту индонезийского национального самосознания. Индонезийцы, обучавшиеся в голландских школах, стали создавать организации, нацеленные на борьбу за лучшее будущее. Первая политическая партия, чьей целью провозглашалось достижение независимости страны, была создана молодым инженером по имени Сукарно.

Когда в 1942 г. на Яву внезапно вторглись японцы, многие индонезийцы приветствовали их как освободителей от голландского господства. Но вскоре стало очевидным, что целью японцев была эксплуатация богатств Ост-Индии, а не освобождение ее.

После того как на Японию была сброшена вторая атомная бомба, японский командующий в Юго-Восточной Азии пообещал предоставить независимость всем бывшим голландским владениям в Азии. Сукарно был назначен председателем комиссии по подготовке независимости. Через два дня после капитуляции Японии Сукарно провозгласил независимость. Голландцы попытались силой возвратить свою колонию, но геройское самопожертвование тысяч молодых индонезийцев на полях сражений привело войну к тупику. В конце концов, Совет Безопасности ООН в 1949 г. обязал голландцев вступить в переговоры о мире, и еще через год независимость молодой республики была гарантирована.

Перед новым государством встали крупные социальные и экономические проблемы. Работы на заводах и плантациях были остановлены, не хватало финансовых средств и квалифицированных специалистов, производство риса не обеспечивало потребностей в нем, в то время как население страны быстро росло. В 1959 г. Сукарно объявил чрезвычайное положение и возложил вину за обострение стоявших перед Индонезией проблем на империализм и западные государства. Тем временем происходила утечка из страны иностранных капиталов, стремительно росла инфляция, а дефицит бюджета вел государство к банкротству.

30 сентября 1965 г. группа молодых левых радикалов похитила и убила шесть высших индонезийских генералов, что побудило командовавшего элитным стратегическим резервом вооруженных сил генерала Сухарто вмешаться и принять верховное командование. В последующие месяцы было пролито много крови. Компартия и ряд левонационалистических организаций были запрещены. В 1967 г. Сухарто консолидировал свою власть и восстановил порядок.

На протяжении последних 20 лет главной задачей правительства Сухарто оставалась интеграция Индонезии в мировую экономику.

Особенности экономического развития

В 1966-73 годах была достигнута стабилизация экономики. Однако все субъекты экономического подъема были недовольны. Национальная буржуазия - иностранной конкуренцией и произволом бюрократии, иностранный капитал - бюрократизацией и регламентациями, пролетариат и крестьянство - бесправием и крайней нищетой. Тем не менее, несмотря на определенные трудности проведения реформ, совокупный национальный продукт Индонезии ежегодно прирастал на 7%, а доход на душу населения за 25 лет правления Сухарто возрос в 4 раза.

Смена правительства (в том числе "добровольная" отставка Сухарто), непоследовательность в проведении реформ привели к тому, что из всех стран ЮВА для Индонезии последствия азиатского кризиса конца 90-х стали самыми тяжелыми. На конец 1998 г. более 70 млн. чел. из 205 млн. населения находились ниже черты бедности, из них около 30 млн. проживали ниже прожиточного минимума. ВВП на душу населения составил 450 долл. (по сравнению с 1088 долл. в 1997 году). Количество безработных официально оценивалось в 15 млн. чел. Около 3,1 млн. детей были вынуждены бросить школу.

Индонезия являлась одним из самых крупных должников в мире, уступая лишь Мексике и Бразилии, а ее внешний долг оценивался в 125 млрд. долл.

Уровень доходов 48% населения был ниже черты бедности, а в 1999 г. этот показатель достиг более 60%. Минимальная зарплата в 1998 г. составляла 22 долл. в месяц.

К 1999 г. экономика Индонезии начала стабилизироваться после глубокого кризиса и инфляции 1998 г. Благодаря жесткой монетарной политике, правительству удалось сократить инфляцию с 70% в 1998 г. до 2% в 1999 г. Безработица в последние годы XX века оставалась на уровне 20%.

Сегодняшняя ситуация в Индонезии определяется прежде всего стабильностью как в экономической, так и политической жизни страны при устойчивых темпах роста. Новый правитель Индонезии генерал Сухарто пригласил к управлению страной сторонников рыночной экономики, индонезийских экономистов - выпускников калифорнийского университета в Беркли, которые заняли ключевые посты в правительстве. Они быстро и успешно либерализовали экономику, ввели рыночные механизмы, начали создавать смешанную экономику, возрождать кооперацию.

Иностранный капитал хлынул в Индонезию которая стала олицетворением экономической и политической стабильности в регионе. По темпам экономического роста страна оставила далеко позади многие развивающиеся страны. Иностранные капиталовложения в экономику Индонезии за последние 4 года XX века составляли в среднем 10 млрд. долларов в год.

Модель экономического развития

Ныне действующая модель экономического развития Индонезии представляет собой один из вариантов "смешанной экономики", акцент при этом делается на использование рыночных методов, однако роль государства в экономическом механизме страны достаточно высока.

За последние годы в Индонезии созданы и успешно работают такие современные отрасли промышленности, как авиастроение, электроника, химическая промышленность. По производству цемента страна входит в первую десятку ведущих государств мира. Успехи в области экономики позволили Индонезии начать переход к новому этапу развития, к достижению в 25-летний срок технологического уровня развития.

Международная миграция капитала

С 1967 г. по середину 1998 г. правительство Индонезии одобрило в общей сложности примерно 6200 инвестиционных предложений, поступивших из-за рубежа и не касающихся нефтяной промышленности, на сумму 217 млрд. долл. Приблизительно 35-40% этих договоренностей было реализовано. В качестве главного внешнего источника инвестиций выступала Япония, а за ней шли Южная Корея, Сянган (Гонконг) и США.

Одним из наиболее ощутимых факторов, сдерживающих процесс увеличения иностранных капиталовложений, остается противоречивость инвестиционной политики Индонезии. В результате критики со стороны иностранных фирм и ряда крупных индонезийских компаний, ориентированных на сотрудничество с зарубежными партнерами, индонезийскому правительству пришлось пойти на отмену пункта о запрещении иностранцам вкладывать средства в развитие индонезийского электронного бизнеса, включая сферу Интернет.

Все более серьезным фактором, негативно влияющим на финансово-экономическое положение Индонезии, становится сокращение поступающих в страну иностранных инвестиций. В 2001 году их объем составил 9 млрд. долл., резко снизившись по сравнению с 15,4 млрд. долл. в 2000 г. В числе наиболее значимых причин падения доверия к Джакарте со стороны иностранных вкладчиков капитала зарубежные и местные эксперты выделяют политическую нестабильность и высокий уровень коррупции, показатель, по которому Индонезия "лидирует" среди других государств.

Серьезную трудность для экономики Индонезии создает также продолжающаяся утечка капитала (до 10 млрд. долл. в год), которая практически сводит на нет усилия Джакарты по привлечению новых иностранных инвестиций.

Уровень научно-технического развития Индонезии

Еще недавно страна испытывала острую нехватку средств на НИОКР и специалистов в этой области. На 10 тыс. чел. трудоспособного населения приходилось всего 2,8 работника научно-исследовательской сферы (в Китае - 24 чел.). Индонезия развивает высокие технологии и намерена встать в один ряд с ведущими мировыми державами в области их развития. Надо сказать, что определенные основания для такого оптимизма имеются. Вот уже много лет эти самые ведущие страны размещают в Индонезии свои производства, привлеченные дешевизной рабочей силы. Естественно, что это не могло не повлечь за собой развитие соответствующей инфраструктуры, вроде создания учебных заведений и подготовки высококлассных специалистов. Конечно, Индонезия - это не Сингапур. В стране не хватает политической стабильности и элементарного порядка, но все же шансы Индонезии подтянуться к развитым странам именно через развитие высоких технологий следует оценивать как весьма реальные.

Свободные экономические зоны, суперкомпьютеры, Интернет, мобильная связь

В Индонезии наибольшее распространение получают экспортно-производственные зоны. Это обусловлено тем, что главными функциями, которые должны выполняться СЭЗ, являются: обеспечение экономического роста страны, достижение новой более высокой степени индустриализации экономики; включение страны в международное разделение труда, мировое хозяйство, международную торговлю или изменение ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.

В этой связи СЭЗ становятся основной концепцией экономического роста, рассчитанного на исторически обозримый (20-30 лет) период.

Свободные экономические зоны имеют существенные различия в размерах занимаемой ими территории. Так, по данным Института мировой экономики, общая площадь каждой СЭЗ в Азии составляет от 10,5 га, тогда как в Джакарте до 425 га.

Уровень глобализации. В рейтинге 2003 г. был приведен уровень глобализации 62 стран мира, объединяющих 88% населения земного шара и более 91% мировой экономики. Последние пять строчек в рейтинге заняли Иран (62-е место), Индия, Египет, Индонезия, Венесуэла.

Мобильная связь. В рейтинге стран мира по числу мобильных телефонов на душу населения лидирующие позиции занимают европейские страны, а также наиболее продвинутые в плане развития микроэлектроники и технологий мобильной связи страны Азии. Первое место в рейтинге занял Тайвань, одна из двух стран мира, где число используемых "мобильников" превышает число жителей. Замыкают список Индонезия, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма - там мобильная связь есть, но представлена она номинально - 552, 234, 166, 100 и даже 3 (!) мобильных телефона на 10 тыс. жителей соответственно.

Персональные компьютеры. Несмотря на то, что компьютерные технологии прогрессируют с огромной скоростью, техника дешевеет и становится все более доступной каждый год, тенденции меняются мало. В Индонезии много компьютеров, но население страны столь велико, что в пересчете на тысячи жителей цифра получается совсем мизерной, поэтому Индонезия в список сотни стран-лидеров по числу ПК на душу населения не попадает. Количество компьютеров в стране находится в пределах 2-3 ед. на 1000 чел.

Суперкомпьютеры. Под номером 489 в ноябрьском рейтинге TOP 500 присутствует единственный и самый мощный суперкомпьютер Индонезии - Blade Center Cluster, расположенный в Compagnie Generale de Geophysique (CGG). Он построен компанией IBM в 2003 г. с использованием 256 процессоров Xeon 2,8 ГГц и обладает пиковой производительностью 1433,6 GFlops.

Интернет. Интернет в Индонезии (возможность его массового использования) появился благодаря университетской сети еще в 1994 г. Тогда же появился и первый коммерческий провайдер IndoNet. Он имел 50 dial-in линий со скоростью соединения 9600 bps с американским CERFnet. Первой доменной зоной, открытой для регистрации, была gundala.or.id (апрель 1994 г.). Вторая зона go.id была открыта провайдером IPTEKnet (ноябрь 1994 г.).

С тех пор не прекращается освоение новых надстроек в индонезийской доменной зоне. В марте 1996 г. область уровня "net.id" обретает независимость от государства, а созданные в июле 1996 г. зоны "ac.id", "co.id", "or.id", и "mil.id" официально передаются в управление Ассоциации провайдеров и Центра Информатики Университета Индонезии.

Уже тогда было очевидным, что одной из главных проблем развития Интернета в стране будет ее географическая распыленность. Разбросанность Индонезии на тысячи островов стимулировала появление в стране государственной программы Nusantara 21, которая ставит своей задачей объединить острова оптоволоконными линиями. Огромное и разбросанное население является потенциальным рынком для развития электронной коммерции. Главная задача - создание соответствующей инфраструктуры для привлечения людей в сеть.

Проникновение Интернета напрямую зависит от плотности телефонных линий и размеров компьютерного парка страны. В Индонезии позволить себе иметь дома компьютер, подключенный к Сети, могут очень немногие. На один ПК здесь может приходиться 3-5 пользователей. 13% пользователей подключаются к Сети из дома, в то время как большинство пользуются публичным доступом. Для жителей этой страны интернет-кафе являются главным способом доступа в Интернет. Около 52% пользователей имеют доступ через интернет-кафе, 42% юзеров пробиваются в сеть с рабочих мест. В 2000 г. интернет-аудитория в стране составляла всего 0,71% населения.

В 2001 г. власти Индонезии решили до 2004 г. на японские деньги двадцатикратно увеличить количество интернет-кафе в стране с 2500 до 500 000, однако победных реляций на эту тему пока не слышно. В том же году индонезийский RadNet открыл спутниковый широкополосный доступ в Интернет только для бизнес-пользователей. Подписчики RadNet начали получать услугу через спутник гонконговского партнера провайдера - компанию Speedcast Ltd.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты