16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Украина создает собственный "ЭШЕЛОН"

21.01.2004

Денис Лавникевич

"Эшелон" - так называется глобальная система контроля за телекоммуникационными системами, созданная несколько лет назад спецслужбами США. Тогда появление подобной системы вызвало бурю негодования во всем мире, однако американцы действовали по принципу "собака лает, а караван идет". С тех пор страсти поутихли, а спецслужбы других стран, в свою очередь, начали присматриваться к опыту своих американских коллег.

Дурной пример, как известно, заразителен - достаточно вспомнить попытку создания в России системы СОРМ. Вот и в Украине теперь создается собственная система слежения за абонентами всех сетей связи.

Украинский парламент принял в первом чтении достаточно спорный законопроект "О мониторинге телекоммуникаций". По мнению украинских операторов связи, если этот документ обретет силу закона, он может не только нарушить конфиденциальность телефонных переговоров граждан и их электронной переписки, но и затормозить развитие телекоммуникационной отрасли в целом.

Написан закон таким образом, что фактически силовые структуры получают возможность контролировать все, что происходит в сетях передачи информации. Для этого на базе Службы Безопасности Украины (СБУ, наследница советского КГБ) создается специальный центр. Контролировать планируется весь информационный трафик, будь то электронная почта, домашний или мобильный телефоны. СБУ хочет координировать всю работу по отбору необходимой для "мониторинга" информации. Предполагается, что порядочным гражданам скрывать нечего. Однако уж слишком много было в Украине случаев злоупотребления служебным положением среди сотрудников силовых структур, особенно в последние несколько лет. А это уже не просто дискомфорт от того, что за тобой, возможно, наблюдают. Под угрозу может быть поставлена деятельность какого угодно предприятия, не говоря уже о том, что любой уважающий себя бизнесмен из страны с более лояльным отношением государства к контролю над информационными потоками просто откажется работать в таких условиях.

Сегодня в Украине, чтобы официально поставить какой-либо телефон на "прослушку", необходимо решение суда, которое может быть получено в том случае, если, к примеру, возбуждено уголовное дело. В любой стране это считается достаточно серьезным основанием, не вызывающим ни у кого сомнений в применении такого приема оперативниками. Однако любой оператор связи в странах СНГ подтвердит, что даже сейчас к нему регулярно поступают не очень официальные "просьбы" от силовых структур заняться мониторингом того или иного абонента, когда тот находится лишь на стадии оперативной разработки в их ведомстве. Такие попытки облегчить себе работу - далеко не редкость.

В лицензионных условиях для украинских операторов действительно есть пункт, обязывающий всех субъектов, предоставляющих услуги связи, иметь у себя в сети оборудование для мониторинга спецслужбами абонентов. Но в рассматриваемом сейчас законопроекте он прописан намного более жестко. К примеру, полученные данные должны являться доказательством в суде. Оператор обязан на своей материально-технической базе создать возможность для силовиков получать информацию во время любого сеанса связи абонента. Под эту формулировку попадают все без исключения виды телекоммуникационных услуг. Также оператор должен, цитируем, "дать возможность в условиях реального времени гарантированно идентифицировать, скопировать и оформить содержание сеанса связи, сохранив признаки отбора информации". Результатом этого, в частности, окажется то, что компания, предоставляющая любую телекоммуникационную услугу, станет невольным свидетелем действий органов, а значит, будет скована дополнительными "условиями неразглашения".

Но это все общественно-политические и морально-этические стороны вопроса, то есть, по сути, вечная проблема взаимоотношений общества и спецслужб. Украинских операторов связи, однако, больше волнует экономический аспект законопроекта "О мониторинге телекоммуникаций". Напомним, что все необходимое для работы силовых структур оборудование оператор должен закупать, устанавливать и своевременно модернизировать самостоятельно и за свой счет. Не приходится сомневаться, что, если так и будет, это, безусловно, негативно отразится на стоимости услуг для потребителя, который в результате будет вынужден спонсировать тех, кто за ним "наблюдает", мониторя электронную почту и телефонные переговоры.

В случае принятия этого законопроекта спецслужбы, и сами имеющие неплохой бюджет, смогут откровенно паразитировать на операторах связи. Чего стоит одна только формулировка законопроекта о том, что "орган, осуществляющий мониторинг, бесплатно пользуется оборудованием, приобретенным оператором". Но это еще не все - есть и более абсурдные положения. Например, о том, что оборудование затем оператору возвращается, но только после изъятия программных продуктов, которые, опять же, должен купить сам оператор. Трудно себе представить, как это виделось правительственным специалистам, создававшим этот законопроект, ведь основные средства мониторинга - это компьютеры. Все программное обеспечение на них лицензионное. Часто его стоимость превышает цену самого "железа", на котором оно работает. То есть получается прямой и никем не компенсируемый убыток для компании, которая по закону должна подарить десятки тысяч долларов органу, проверяющему ее абонентов. К тому же завезти в Украину мониторинговое оборудование - задача не из простых, что еще и резко увеличивает его цену. Чего стоит одна только сертификация и проводка через таможню. В сумме получится достаточно длинный список платежей и государственных ведомств, которые должны "не возражать" против ввоза. При этом никто операторам не дает никаких льгот - все налоговые и таможенные сборы платятся в полном объеме. Так же, как и взятки - не зря же про коррумпированность украинских чиновников давно уже ходят легенды.

Одним словом, после прочтения украинского законопроекта создается впечатление, что каждый пользователь средств связи - потенциальный преступник, которого необходимо взять на учет, даже если он еще не успел сделать ничего противозаконного. А операторы связи, в свою очередь, - просто "дойные коровы" для спецслужб.

Однако заместитель председателя Службы Безопасности Украины генерал-лейтенант Анатолий Герасимов считает, что противники законопроекта все преувеличивают. В одном из интервью он схематически описал, как будет работать новая система мониторинга, заверяя при этом, что порядочные граждане его ведомство не интересуют: "Создается единая для всех субъектов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) так называемая интегрированная система мониторинга (ИСМ). Это сложный стационарный комплекс аппаратно-программных средств, который обеспечивает возможность доступа ко всем действующим в Украине цифровым системам связи, имеющим соединение с телефонной сетью общего пользования. У субъекта ОРД устанавливаются рабочие места удаленного пользователя, соединенные защищенными линиями связи. С каждого рабочего места можно ввести установочные данные (номер телефона, электронной почты) объекта, подлежащего контролю, в отношении которого имеется санкция суда. Каждый случай использования системы мониторинга будет заноситься в протокол, который ведется с помощью средств современных информационных технологий и служит источником доказательств в уголовном судопроизводстве. Порядок ведения, хранения и использования протокола мониторинга телекоммуникаций определяется Кабинетом министров Украины. Кстати, с помощью проектируемой СБУ интегрированной системы мониторинга невозможно контролировать сеансы связи объекта до тех пор, пока в специальное ключевое устройство рабочего места удаленного пользователя не будет введена электронная цифровая подпись уполномоченного лица из числа руководящего состава, осуществляющего проверку законности проведения оперативно-технических мероприятий на каналах связи. Таким образом, будет персонифицирована ответственность за нарушение закона и исключена возможность несанкционированного снятия информации с каналов связи персоналом, обслуживающим системы мониторинга. Деятельность же уполномоченных лиц в любое время смогут проконтролировать органы прокуратуры. Кроме того, в спецслужбе существует подразделение внутренней безопасности, которое также не дремлет. То есть речь идет о централизации управления процессами создания и применения системы мониторинга, а также о внедрении дополнительных технологических условий для обеспечения контроля над использованием этой системы".

Действительно, внешне все выглядит очень красиво, законопослушно и добропорядочно. Только, как показывает практика, реальность работы спецслужб часто далека от подобной глянцевой картинки. Да и экономическую сторону проблемы генерал-лейтенант тактично оставил в стороне. Но украинские журналисты задаются вопросом: насколько сильно Украине необходима такая глобальная система слежения за сетями. Ведь это ни много ни мало около 11 миллионов стационарных телефонных аппаратов, которыми пользуются по несколько человек, порядка 6 миллионов. мобильных абонентов и бесчисленное множество электронных почтовых ящиков. Как невесело заметил обозреватель газеты "Киевские Ведомости": "Похоже, "Матрица" значительно ближе, чем думали создатели фильма, и образовывается она, к сожалению, в Украине".



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты