16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Электронная Россия - это законодательная база плюс информатизация всей страны

16.12.2003

Александр Черкасов

Примерно так, перефразировав известный лозунг "вождя мирового пролетариата" по поводу "электрификации всей страны", можно резюмировать выступления должностных и прочих заинтересованных лиц по поводу "некоторых итогов реализации первого этапа федеральной целевой программы "Электронная Россия", мелькавшие в ноябре на сайтах Интернета, а также озвученных вживую, в частности на пресс-конференции, на которой автор этих строк побывал в середине месяца.

Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях; многие мероприятия, направленные на развитие информационных технологий, реализуются в рамках других федеральных, региональных и ведомственных программ, поэтому одними из важных задач ФЦП "Электронная Россия на 2002-2010 годы" должны стать дополнение и координация других программ, придание процессу информатизации комплексного характера. В этом смысле данная программа оказывается тесно связанной с ФЦП "Развитие электронной торговли в России на 2002-2006 годы" и ФЦП "Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002-2006 годы". Вместе с тем, три названные программы решают разные задачи. Если ФЦП "Электронная торговля" ориентирована преимущественно на создание предпосылок для внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в коммерческом секторе, а ФЦП "Единая информационная образовательная среда" акцентирует внимание на развитии новых образовательных технологий и формировании материальной базы для их внедрения, то программа "Электронная Россия" призвана в первую очередь устранить общие институциональные барьеры для развития ИКТ, содействовать расширению взаимодействия между государством и гражданами на основе использования ИКТ, а также обеспечить развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.

Именно этим вопросам посвятил большую часть своего пространного выступления руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Министерства экономического развития и торговли РФ Церен Церенов. Идеальным итогом реализации программы Церен Викторович считает создание некоего "электронного правительства". Из всего услышанного ваш корреспондент понял, что этот термин следует понимать как систему тотального проникновения при помощи информационных технологий со стороны управленческих структур всех уровней, с одной стороны, а также граждан и субъектов предпринимательства - с другой, в сферы общественного устройства.

При этом, видимо, предотвращая напрашивающиеся вопросы, постоянно подчеркивалось, что ЭР в конечном итоге направлена на демократизацию российской действительности. Что ж, дай Бог, чтобы благими намерениями не была вымощена...

На сегодняшнем же этапе проблем у реализаторов программы, сказать, что много, значит ничего не сказать. И в данный момент еще и вмешался трудно микшируемый в российских условиях фактор выборов. Ведь какие бы системы электронного документооборота в органах госвласти ни изобретались, какие бы "электронные административные регламенты" ни разрабатывались, без хорошо "устаканенной" нормативной базы они работать не будут. Так что "Электронная Россия" в решении принципиальных вопросов еще минимум полгода будет находиться в "ждущем режиме".

А вообще, конечно, если перейти на бытовой уровень проблем граждан (самый, кстати, болезненный), то получить, например, хотя бы официальную справку из жилконторы через Интернет - очень заманчивая возможность. Да и просто чтобы не стоять в очереди в этом, не к ночи будь помянутом учреждении...

Есть еще одна, как говорится, заметка на полях. Думается, всем участникам осуществления программы, прежде всего, конечно, государственному заказчику-координатору - Министерству Российской Федерации по связи и информатизации - необходимо сделать, и именно сейчас, принципиальный выбор. Дело в том, что в программе есть один маленький, но не исключено, что (извините за каламбур) ключевой пункт - создание пунктов подключения к открытым информационным системам.

Имеется в виду, как пояснил тот же Ц.Церенов, что-то типа общественных приемных, с большим количеством "железа" и специально обученных операторов, которые для гражданина, не имеющего домашнего доступа к Сети, составили бы интернет-запрос той или иной госструктуры с целью получения любой общедоступной информации.

Есть опасность, что, не решив задачи комплексно, участники программы пойдут на паллиативные меры. К чему это может привести - легко представить. Если такая услуга будет бесплатной, то мы получим те же очереди и прочие скандальные проблемы. Да и "барышня", ведающая доступом гражданина, например, к веб-сайту какого-нибудь муниципалитета - фактор человеческий и поэтому далеко не идеальный.

Представляется, что создание унифицированной системы порталов и сайтов органов управления на всех уровнях, а также совершенствование соответствующей законодательной базы - первоочередные задачи текущего момента.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты