16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Если покупка была неудачной

15.05.2007

Вы купили компьютер ...

Привезли его домой, установили и принялись за работу. Некоторое время электронный помощник исправно выполнял все Ваши задания. Но вдруг, в один не столь уж прекрасный день машина вышла из строя. Не правда ли, знакомая ситуация: недавно купленная вещь - компьютер, телевизор, магнитофон - отказывалась работать. В такой ситуации у любого человека возникают вполне естественные вопросы - кто виноват и что делать?

Покупая какой-либо товар или пользуясь услугами, Вы приобретаете юридический статус потребителя. У Вас возникают определенные права, которые Вы можете реализовать, если купленная вещь или полученная услуга не отвечают Вашим желаниям. Законодательство предоставляет потребителю достаточно широкие возможности для защиты своих прав. Этим правам соответствуют обязанности продавца. Так, в определенных случаях Вы имеете право требовать замены купленной вещи, а продавец, соответственно, обязан эту замену произвести. В то же время у потребителя возникают и определенные обязанности v в частности, использовать приобретенную вещь надлежащим образом, чтобы предотвратить ее порчу.

Таким образом, законодательство устанавливает определенный баланс прав и обязанностей продавца и покупателя (потребителя), а также и определенные условия для их реализации. При этом преимущественными правами пользуется именно потребитель. Хотелось бы вкратце осветить основные моменты, связанные с защитой прав потребителей.

При покупке товара продавец обязан выдать Вам определенные документы: кассовый или товарный чек, или, в случае продажи товаров, на которые установлен гарантийный срок, - технический паспорт или иной заменяющий его документ. Эти документы удостоверяют факт покупки Вами данного товара у конкретного продавца. В случае возникновения конфликтной ситуации (при ненадлежащем качестве товара) Вам необходимо будет предъявить эти документы для доказательства того, что Вы имеете право предъявлять свои претензии именно к этому продавцу.

Если Вы потеряли чек или техпаспорт, то продавец обладает полным правом объявить Ваши претензии несостоятельными. Однако и в этом случае Вы можете добиваться реализации своих прав. Если продавец отказывается выполнять свои обязанности, то Вы можете обратиться в суд. А в суде (но только в суде!) в качестве доказательства того, что вы приобрели данную вещь у конкретного продавца, могут использоваться и устные свидетельские показания.

Если после покупки Вы решили, что купленный товар Вас не устраивает, и еще не использовали его, то в течение двух недель можете потребовать обмена этого товара на другой, а в случае, когда такой обмен невозможен - возврата уплаченной суммы (и, разумеется, товара).

При обнаружении дефекта в купленном товаре, законодательство предоставляет потребителю ряд прав (ст. 503 ГК, ч. 1 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей"). По своему усмотрению Вы можете потребовать от продавца этого товара:

  • безвозмездного устранения недостатков товара;
  • возмещения расходов по их самостоятельному устранению (потребителем или третьим лицом);
  • соразмерного уменьшения покупной цены (т. е. возврата части уплаченных за товар денег);
  • замены некачественного товара на товар той же марки (модели, артикула);
  • замены товара на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторжения договора купли-продажи, возврата уплаченной за товар суммы, возмещения убытков. Кроме всего прочего, Вы также можете требовать через суд возмещения морального вреда.

Но стоит отметить, что перечисленные выше права Вы можете реализовать не всегда. Так, например, если речь идет о технически сложном товаре, то требование о расторжении договора будет удовлетворено только в случае обнаружения в нем существенных недостатков. При этом существенными признаются такие недостатки, которые проявляются неоднократно, не могут быть устранены и т. д.

Необходимо сказать несколько слов о том, что представляет собой гарантийный срок. Распространено мнение, что любые претензии к товару могут предъявляться потребителем только в течение гарантийного срока, а при его окончании предъявлять их бесполезно. Однако это не совсем так.

Если товар вышел из строя уже после окончания гарантийного срока, но недостаток, послуживший причиной поломки, возник во время гарантийного срока, то потребитель может требовать реализации своих прав. То есть, истечение гарантийного срока не лишает покупателя принадлежащих ему прав. Но если в течение гарантийного срока продавец обязан доказывать, что недостатки товара возникли в результате его неправильной эксплуатации, то после его истечения обязанность доказывания того, что товар имел недостатки, лежит уже на потребителе. Таким образом, если Вы считаете, что недостатки товара возникли в течение гарантийного срока, и хотите предъявить претензии к продавцу, то Вам придется оплачивать проведение экспертизы.

Наконец, надо отметить еще один существенный момент. Далеко не всегда товар выходит из строя именно в результате имеющихся в нем дефектов. Причиной его поломки может быть и неправильное использование, эксплуатация товара самим потребителем. Естественно, в таком случае требования, предъявляемые Вами к продавцу, будут неправомерными. Как правило, в таких случаях возникает вопрос об определении, чем именно вызваны недостатки товара. Для определения этого проводится экспертиза. Обязанность проведения такой экспертизы (ее оплаты) лежит на продавце. При этом покупатель имеет право присутствовать при ее проведении.

Если в результате проведения экспертизы будет установлено, что товар вышел из строя вследствие имеющихся в нем недостатков, то продавец обязан выполнить претензии покупателя. Если же экспертиза показывает, что причиной поломки являются недостатки, возникшие уже после покупки вследствие неправильной эксплуатации, транспортировки, хранения, действий третьих лиц или непреодолимой силы, то продавец не обязан выполнять претензии покупателя. Более того, он может потребовать у покупателя возмещения расходов на проведение экспертизы, транспортировку и хранение товара.

В то же время, если потребитель не удовлетворен решением экспертизы, он может оспорить его в судебном порядке.

В этой статье было показано далеко не все, что связано с правами потребителя, а лишь некоторые, наиболее существенные моменты. Таким образом, закон предоставляет каждому из нас, потребителей, достаточно широкие возможности для защиты своих прав. При этом в большинстве случаев права потребителя могут быть реализованы без обращения в суд. Однако если Вам не удалось добиться внесудебного разрешения конфликта, это не означает, что вы использовали все имеющиеся в Вашем распоряжении правовые средства. Для того чтобы защитить Ваши права, Вы можете, предварительно проконсультировавшись с юристом, обратиться в суд. При этом не стоит забывать, что при судебном рассмотрении подобных дел законодательство предусматривает для потребителей ряд льгот.

Специалисты фирмы "Юр-Эксперт"



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты