16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Форм-факторы мобильных телефонов - сила в разнообразии

24.06.2006

PalMan

История любого мобильного гаджета непосредственно связана с его внешним обликом, который в той или иной степени отражает этапы эволюции устройства. Взяв, к примеру, самые распространенные мобильные устройства современности - сотовые телефоны, мы обнаружили, что существование множества используемых форм-факторов наилучшим образом подтверждает это суждение.

Так, первые телефоны представляли собой совокупность представлений конструкторов о том, каким должен быть гаджет, и тогдашних технологических возможностей. Поэтому сегодня не стоит удивляться первым образцам мобильных телефонов, несмотря на минимализм функций и солидные габариты, они были верхом совершенства того времени. На следующих этапах устройство "обросло" новой функциональностью, изменило свои массогабаритные характеристики (в сторону уменьшения)... в общем, приспособилось к пользователю. Еще дальше наступил этап насыщения, когда уменьшаться больше некуда, базовые функции реализованы на все сто процентов, и тогда началось самое интересное.

В попытке удержать нынешних пользователей и привлечь новых производители идут на проверенный временем шаг - добавляют в гаджет несвойственную для него функциональность. О полезности такого подхода однозначно судить сложно, так, к примеру, многие не воспринимают всерьез встроенные в телефон фотокамеру или видеоплеер, и абсолютно правы. Специализированный гаджет справляется с соответствующими задачами намного лучше. Но мы заметили, что косвенным следствием таких преобразований является трансформация форм-фактора. Конечно, немалую роль в этом играют и понятия эстетики и эргономики, но, думаем, что они вторичны по отношению к функциональности. Ведь если бы сегодня использовались дисплеи, отображающие по три-четыре строки, то телефоны-раскладушки вряд ли увидели бы свет.

Так что немалую часть изменений, происходящих с внешностью мобильных телефонов, можно отнести на счет внедрения новых функциональных возможностей. Но, на наш взгляд, существует и вторая причина - это вечная борьба между дисплеем телефона и его клавиатурой. Как известно, им "хочется" занять побольше места (первому - чтобы предоставить пользователю больше информативности, вторая руководствуется понятиями более удобного ввода информации). Поэтому и текущая тенденция, заключающаяся в переходе на складные, раздвижные, вращающиеся и т.п. форм-факторы, вполне обоснованна - пользователю должно быть комфортно. Вот и пришли к логичному выводу, что существование различных форм-факторов сотовых телефонов - это в первую очередь удобство, и только потом все остальное. А чтобы подтвердить эту точку зрения, мы вкратце рассмотрим все современные форм-факторы мобильников и немного заглянем в будущее.

Candy bar - начало всех начал

Именно так официально именуется форм-фактор, который мы обычно называем моноблочным или классическим. Сверху расположен дисплей, снизу - клавиатура, все остальное, включая расположение дополнительных элементов управления, габариты и т.п., - на усмотрение производителя. Архаично? Отнюдь, сегодня выпускается огромное число телефонов в таком форм-факторе, и, судя по всему, закат этого направления не предвидится. Тем более что идея с течением времени обзавелась множеством, если можно так выразиться, "модификаций".

К числу самых популярных в последнее время можно отнести тонкие телефоны. Особенностью таких аппаратов является их небольшая толщина, что, с точки зрения пользователя, не дает никакой практической пользы, но зато характеризует уровень технологической оснащенности производителя телефона. Начало этого направления связывают с именем компании Motorola, сумевшей сделать из толщины телефона настоящий культ. К чему это привело, знают все - сегодня тонкие телефоны есть в модельном ряду любого крупного производителя.

А вот и еще одна широко распространившаяся идея - с одной стороны телефон, с другой фотоаппарат. В компании Sony Ericsson пришли к выводу, что пользоваться встроенной цифровой камерой в телефоне многим пользователям неудобно, и решили исправить это недостаток. Для чего дизайн задней панели аппарата максимально приблизили к аналогичному цифровых камер, и то же самое проделали с интерфейсом и органами управления (съемка в горизонтальном положении, на верхнем торце расположены кнопка спуска затвора и изменение зума и т.д.).

Также стоит упомянуть и о весьма редкой "модификации" candy bar, отличающейся наличием сенсорного дисплея. Поначалу производители пытались совместить чувствительный к прикосновению дисплей и привычную 12-клавишную клавиатуру, но эта идея не прижилась. В последнее время начали активно появляться модели, не имеющие цифровой клавиатуры, что кажется нам более практичным. Разумеется, вводить в такое устройство много данных неудобно, но зато в мультимедийном плане большой дисплей выигрывает.

Кстати, мультимедийность стала основным движущим элементом трансформации классического форм-фактора, и порой получаются весьма любопытные творения. Если к наличию кнопок управления встроенным MP3-плеером рядом с цифровой клавиатурой все уже привыкли, то как вам понравится идея разместить эти кнопки на верхнем торце телефона? А почему бы и нет, ведь удобно. Если же попытаться найти истоки такого нестандартного подхода, то они, конечно же, ведут к портативным музыкальным плеерам. Ярчайший пример конвергенции, которая сегодня является главной движущей силой hi-tech мира.

От флипа до раскладушки

Однако с течением времени телефоны становились все меньше, а запросы пользователей в плане удобства росли, и уже упомянутая нами борьба между дисплеем и клавиатурой привела к созданию второго исторического форм-фактора - раскладушки (clamshell, folder phone, ракушка, книжка, лягушка). Раз уж мы заговорили об истории, то упомянем, что многие форм-факторы вышли из-под пера родоначальницы мобильной связи компании Motorola, в 1983 году появился первый моноблочный телефон DynaTAC 8000X, в 1996 году - первая раскладушка StarTAC.

Однако предшественником модной сегодня "ракушки" стал телефон Motorola MicroTAC образца 1989 года, где микрофон размещался в откидывающейся крышке - так называемом флипе. Такой форм-фактор стал промежуточным, поскольку решал две насущных проблемы. Во-первых, он немного "удлинял" телефон (в то время чувствительность микрофона не поспевала за миниатюризацией габаритов) и защищал клавиатуру от непреднамеренных нажатий. Впоследствии флип стал активным, что позволяло отвечать на звонок просто открытием телефона. Отметим, что в настоящее время телефоны в таком форм-факторе не выпускаются, они повсеместно вытеснены раскладушками.

Что касается последних, то многие ошибочно приписывают первородство этого форм-фактора восточно-азиатскому региону. Как мы уже упомянули, первыми здесь стали американцы, а "заслуга" корейских и тайваньских производителей состоит в том, что они пытались всеми правдами и неправдами обойти защищенный патентом Motorola дизайн, и, в конце концов, добились своего. Яркое подтверждение того, что распространению удачного форм-фактора не смогли помешать даже штрафы и санкции.

Кстати, за 10 лет своего существования раскладушки преобразились до неузнаваемости. В первую очередь, они изрядно "похудели" (поэтому их сейчас и не называют "ракушками"), зачинателем идеи снова выступила Motorola со своим бессмертным творением RAZR V3. Вторым полезным усовершенствованием можно считать появление второго внешнего дисплея, который позволял увидеть, кто звонит, не раскрывая телефон. Интересно, что за это время механизм раскрытия практически не изменился (две половинки, скрепленные шарниром), но лишь в 2004 году удалось создать раскладушку, открывающуюся на 180 градусов.

Всю жизнь в движении

На первый взгляд, двух вышеперечисленных форм-факторов вполне хватало для реализации всех запросов пользователей. Но жизнь не стоит на месте, и вскоре начали появляться и другие вариации раскладного форм-фактора. Самыми заметными идеями начала 2000-х годов стали ротатор (Rotate) и слайдер. По большому счету, это разновидности раскладушки, но если в оригинальном варианте движение половинок происходит в вертикальной плоскости, то на этот раз акцент был смещен в горизонтальную плоскость. Так, в первом ротаторе Motorola V70, выпущенном в 2002 году, раскрытие телефона осуществляется смещением (или, правильней сказать, вращением) двух половинок вокруг воображаемой оси.

Но все же следует заметить, что этот форм-фактор не получил широкого распространения, что объясняется определенными неудобствами при работе с таким телефоном. И даже попытки других производителей "модернизировать" его (Jack-Knife у Sony Ericsson, x2type у Siemens и т.д.) не принесли ему популярности. Сегодня Rotate-аппараты в чистом виде практически не выпускаются, но сама идея, как мы ниже убедимся, используется в ряде телефонов.

Более счастливая судьба была уготована слайдерам, которые и по сей день пользуются спросом как у производителей, так и у покупателей. И надо признать, что конструкция слайдера выглядит очень логичной. Ведь для многих операций с телефоном (звонок по номеру из справочника, ответ на звонок и т.п.) нет необходимости в цифровой клавиатуре, достаточно видеть дисплей и иметь доступ к навигационным клавишам. Если же нужно ввести текст или использовать дополнительные возможности телефона, достаточно сдвинуть две половинки по вертикали (в одной плоскости) и "открыть" цифровую клавиатуру. Еще один плюс этого форм-фактора - это защита встроенной цифровой камеры, которая в закрытом состоянии спрятана между двумя половинками.

Первым телефоном, выполненным в этом форм-факторе, считается Siemens SL10, но подлинный успех слайдеров связан с именем компании Nokia, выпустившей несколько аппаратов подобной конструкции. Наиболее примечателен среди них Nokia 7650, являющийся первым смартфоном, а также и первым камерафоном. Заметим, что существуют и другие "модификации" слайдера, так, в одних телефонах сдвигается только крышка, защищающая клавиатуру от случайных нажатий, в других же скрываемым элементом является часть дисплея. Правда, такие конструкции скорей являются имиджевыми, и в них больше необычности, чем практичности.

В поисках совершенства

Если взглянуть на модельный ряд любого крупного производителя телефонов, то можно заметить, что три форм-ф актора - моноблок, раскладушка и слайдер - обычно представлены в полном составе. Это так называемые "кирпичики" современного телефоностроения. Однако производители постоянно экспериментируют, и в последнее время появилось несколько интересных конструкций, которые также претендуют на включение в этот "обязательный" список. В первую очередь отметим телефоны, оснащенные алфавитной клавиатурой. До недавнего времени наличие QWERTY-клавиатуры было уделом смартфонов и коммуникаторов, исключение составляла только линейка Nokia 68xx, выполненная в оригинальном раскладном форм-факторе. Но широкое распространение SMS, E-mail, ISQ и подобных сервисов привело к тому, что полнофункциональная клавиатура стала желанным атрибутом мобильного телефона.

Конструктивно QWERTY-клавиатура является хоть и встроенным, но все же дополнительным элементом телефона. Поэтому вполне логично, что для получения доступа к алфавитному блоку необходимо выдвинуть или разложить аппарат. В ход идут варианты, проверенные на слайдерных и раскладушечных форм-факторах, отдельные идеи взяты и с ротатора (например, в телефоне Samsung D307 используется вращающийся дисплей). Увеличение массогабаритных характеристик таких аппаратов несколько ухудшает общую эргономику, но зато возможность иметь в одном корпусе сотовый телефон и миниатюрный ноутбук перечеркивает все мелкие неудобства.

Эволюционируют и слайдеры. Перебрав все вертикальные варианты сдвига (открываются/закрываются клавиатура, дисплей, камера и т.д.), производители начали осваивать горизонтальные смещения. А некоторые умудряются создать конструкцию, подпадающую под понятие "двойной слайдер", части корпуса которого могут скользить в двух направлениях.

Кстати, о мобильном телевидении. Активное развитие этого перспективного сектора рынка привело к тому, что телефоны, оснащенные DMB-тюнером, стали появляться как грибы после дождя. И вот здесь выбранный производителем форм-фактор во многом стал определять успешность той или иной модели. Первые решения появились интуитивно - для просмотра телевизионных программ на экране мобильника их стали разворачивать на 90 градусов. Вполне походящий вариант для просмотра мобильного телевидения на ходу.

Однако впоследствии акцент сменился на телевизионный форм-фактор. Ведь не секрет, что такой подход позволяет не только смотреть телепередачи, держа мобильник в руках, но даже удобно установить его на столе или другой поверхности, организовав таким образом коллективный просмотр. Конечно, последнее пока еще не столь актуально для устройств, обладающих скромным дисплеем (обычно диагональ не превышает 2-2,5 дюймов), но первые предпосылки к этому уже имеются.

Но дальше всех здесь пошла компания Sharp, выпустив для японского рынка самый настоящий телефон-телевизор V905SH. Оригинальный поворотный экран Cicloid Style, несмотря на свою "телефонную" диагональ 2,6 дюйма, обладает всеми свойствами телевизионного: отношение сторон 16:10 (широкоформатный), технология Advanced Super View (аналогичная применяется в жидкокристаллических телевизорах Sharp), шесть цветовых фильтров для выбора оптимальной цветовой гаммы и т.п. Вдобавок ко всему дисплей обладает солидным разрешением 400х240 пикселей, позволяющим пользователю весьма комфортно смотреть ТВ-программы.

Вместо заключения

Сотовый телефон сегодня является самым распространенным в мире мобильным терминалом, и поэтому понять производителей можно - они стремятся создать телефон (именно телефон), в котором есть все. Ну а форм-фактор как раз и является отражением всех этих функциональных дополнений. Подтвердим это еще одной "фотосессией" нескольких моделей концептуальных телефонов.

А что ожидает нас в будущем, сказать несложно. Наряду с обилием всевозможных трансформируемых моделей, которые станут еще более изощренными, классика никуда не денется. Ведь она - на века. Взгляните, к примеру, на один из концептов Nano Phone, который основан на самых последних технологиях.

Поэтому с полным основанием мы можем считать, что эволюция форм-факторов мобильных телефонов двигается по спирали, базируясь на проверенных временем старых идеях и впитывая в себя все новые веяния. И в этом нет ничего необычного. Ведь главное - это удобство, и не суть важно, какой ценой оно достигается.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты