16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

История глазами геймера

20.05.2006

Лев Симонов aka LEVel

Вспомните, что вы делали на уроках истории в школе. Например, я, вспоминая свои школьные годы, могу сказать, что школьники занимаются чем угодно, но не историей. Конечно, есть исключения, это либо люди, которые любят учиться (или у них очень хороший учитель), либо они просто любят историю. Однако подавляющее большинство учащихся либо страдают от безделья, либо разговаривают с соседом, либо играют в морской бой, либо вообще спят. К чему это все?

Очень просто: я хочу сказать, что зачастую история преподается настолько пресно, что за грудами дат и определений теряется суть изучения предмета, весь его интерес. Но в один прекрасный день компания Firaxis Games во главе с мэтром игростроения Сидом Мейером подарила миру игру, показавшую людям все прелести истории, сохранившую основные тенденции развития человеческого общества и добавившую в них много-много фана. Эта игра впоследствии была заслуженно названа "игрой всех времен и народов". Эта игра - "Цивилизация".

Семейство

Сейчас линейка "Цивы" состоит из четырех частей (это без учета различных аддонов). Каждая следующая игра серии добавляла что-то новое в геймплей и графику игры, делая ее еще интересней. Но в этой статье я не буду вдаваться в подробности "истории версий", рассматривая все "внутрисемейные" изменения. В качестве примера я избрал одну оригинальную англоязычную версию третьей цивилизации, так как именно за ней я провел не одну бессонную ночь и множество часов (даже суток!) игрового времени. Тут надо заметить, что некоторые игроки, ярые поклонники жанра, считают третью версию игры более удачной, чем четвертую, потому как она, четверка, несколько "опопсела", взяв курс на расширение целевой аудитории. Что ж, бизнес есть бизнес, и игровая индустрия - не исключение.

Для тех, кто "не в теме" (поклонники "Цивы" могут со спокойной душой пропустить этот абзац), я скажу пару слов об этой игре. "Цивилизация" - пошаговая стратегия (TBS), позволяющая игроку немного побыть в шкуре, ни много ни мало, главы целого народа, страны и цивилизации. Впрочем, это "немного" длится достаточно долго - шестьдесят веков, разделенных на примерно полтысячи ходов. Вам нужно провести свою цивилизацию от каменного века до недалекого будущего, не дав конкурентам вас уничтожить, отобрать ресурсы или еще как-нибудь "фатально" напакостить. Результатом действа является какая-нибудь победа (а победы бывают разные: от банального "завоевания" до победы в космической гонке) или позорное поражение, за которыми последует подсчет очков и присуждение громкого (или не очень) титула.

"В начале было слово..."

Хотя нет, в начале были поселенец (settler), вояка (warrior) и рабочий (worker). Именно с этих граждан начинается ваш путь к созданию истории. На дворе 4000 год до нашей эры, ваш личный дворец напоминает груду камней, кругом неизвестная земля, которую надо исследовать. Подобно тому, как первые люди начали делать свои первые неуверенные шаги в освоении окружающего их мира, игрок начинает осматривать территории, окружающие его маленькое (в один город) государство, на предмет других цивилизаций, полезных ресурсов или удобных мест для строительства городов. Так поступали наши далекие предки, селясь вдоль рек, морских берегов, на холмах и лугах, игнорируя пустыни, джунгли и Приполярье, если это возможно. В "путешествиях" переселенцев ждут многие опасности: враждебные варварские племена, враждебно настроенные другие цивилизации или "вероломные воды", охотно проглатывающие первые галеры, пустившиеся в плаванье по просторам океана. На этом этапе истории время идет размеренно, не спеша, особые события происходят редко, войны, начатые в этот период, длятся столетиями, причем очень уж серьезных сражений нет из-за слабой мобильности немногочисленных армий. В это время есть интересное явление: массовые нападения варваров. Обычно варвары передвигаются небольшими группами, используют галеры и примитивную конницу, основывают небольшие поселения, не образующие единого государства. Но иногда в некоторых местах собирается огромное количество варваров (обычно всадников), которые устремляются к ближайшим "цивилизованным" городам с целью уничтожить их. Если такое нападение произойдет внезапно, то оно может привести к очень печальным последствиям. Особо догадливые уже провели параллель с Римской империей, которую донимали бесконечные набеги "варварских" народов Европы, или нападениями кочевников на южные районы древней Руси. Со временем игрок встречает представителей других цивилизаций, что позволяет ему вести с ними торговлю (обмен товарами становится возможным только при условии, что между столицами этих стран есть торговый путь, т.е. проложены дороги или обе стороны имеют порты), обмениваться различного рода информацией и, естественно, воевать.

Наша цивилизация вступила в Золотой век!

Историки выделяют всяческие периоды в развитии цивилизаций, причем все они отмечают, что любая цивилизация имеет стадию рассвета, когда она достигает особого величия и развития (потом, правда, наступает упадок, но сейчас не об этом). В игре явление достижения цивилизацией Золотого века может быть связано с различными событиями, но, как правило, это строительство чудес света, соответствующих интересам народа. Так, например, строительство Сикстинской капеллы может привести к началу Золотого века религиозных цивилизаций. Золотой век характеризуется особым ростом дохода, науки, уменьшением коррупции и другими приятными явлениями. Часто Золотой век приходится на средние века (этакая эпоха Возрождения), хотя, конечно, он может начаться в любое другое время. Кроме того, средние века открывают новые горизонты для культурного и экономического развития государства, предоставляют игроку возможность выбора системы правления. Кстати говоря, это самое изменение системы правления смоделировано в игре достаточно интересно: в стране начинается анархия, наука стоит на месте, налоги не платятся, эффективность рабочих падает... в общем, полная разруха. Самое страшное - это анархический период во время войны, когда он действительно может нанести непоправимый вред экономике государства (вспоминаем Россию в 1914 году).

Но средние века - это не только эпоха развития культуры, но и эпоха замков и рыцарей. В этот период истории появляются новые боевые единицы, государства уже опутаны сетями дорог, границы стабилизировались. Теперь войны становятся более разрушительными, но зато можно уделить гораздо больше внимания тактике. Со временем появляется огнестрельное оружие, совершаются удивительные открытия. Так, например, открытие магнетизма приводит к началу эпохи великих географических открытий, когда государства устремляют свои корабли на поиски других континентов или островов, других стран и новых экономических связей.

Идет война огромная...

Постепенно цивилизации переходят в индустриальный век - век промышленности, железа, угля больших городов, загрязнений и мировых войн. Но обо всем по порядку. В первую очередь стоит отметить, что индустриальный век начинается (как правило) с изобретения железных дорог. Их сетью постепенно опутываются все государства, они приносят неслабый выигрыш в производстве (вообще многие изобретения этой эпохи нацелены на ускорение роста городов). Сильно растет население городов, (как и в настоящей истории, происходило переселение крестьян из деревни в город в поисках работы), появляется промышленность. Все это ведет к ухудшению экологической ситуации, но пока это никого не волнует.

В это же время особую роль приобретает развитие международных отношений: различные страны заключают торговые сделки, пакты взаимной защиты и другие политические договоры. Постепенно мир разделяется на несколько формаций, образованных странами, связанными друг с другом различными договорами и пактами. В таких условиях любой незначительный военный конфликт может привести к мировой войне: государства выполняют обязательства взаимной защиты, вступая в войну, что приводит к необходимости выполнения таких же обязательств другими странами. Уже воюющие создают военные альянсы, вовлекая в войну тех, кто в ней еще не участвует. Если вспомнить политическую обстановку накануне Первой мировой войны (равно как и второй), то получается достаточно знакомая картина, не правда ли?

Поехали!

Постепенно война стихает (хотя, кстати говоря, мировая война вполне может повториться, как это произошло в реальности), некоторые государства исчезают с лица земли, некоторые осваивают и улучшают захваченные земли, пытаясь подавить бесконечные восстания, некоторые зализывают раны, восстанавливают разрушенную инфраструктуру. К этому времени обычно цивилизация уже достигает такого уровня развития промышленности, что на первый план выходит проблема экологии. Также очень большое внимание уделяется науке. Так как к этому времени во многих государствах устанавливается демократический строй, война как средство решения межнациональных конфликтов становится все менее и менее приемлемой, а в дальнейшем ситуация усугубляется появлением ядерного оружия. Вскоре проводится программа "Аполлон", которая дает старт космической гонке, стимулирующей научное развитие цивилизации, хотя, если вы уверены в своем международном авторитете, то можно попытать счастья с ООН. Кстати говоря, в этот период сверхмощного оружия мировая война (при условии примерно равного развития стран) может стать настоящей катастрофой. Обычно игра заканчивается именно в этот период времени (Modern Times - наш XXI век). Далее следует довольно занимательный "разбор полетов": вам показывают общую статистику вашего государства, рейтинг городов и т.п. Но самое интересное - это краткое прокручивание игры с указанием особо значимых моментов истории. По сути, это представляет собой облегченный учебник истории, но не реальной, а той, которую создали Вы!

Скрытое обучение

Конечно, можно сказать, что все эти параллели не стоят и выеденного яйца, если пытаться с их помощью изучить историю реальную, но на самом деле это немного не так. Дело в том, что для каждого аспекта игры, будь то чудо света, городское здание, тип юнита или правительства, существует подробное описание его аналога из реальной жизни. Например, когда игрок построит-таки Hoover Dam и увидит ее внешний вид, у него может возникнуть желание узнать о ней побольше. А за информацией долго ходить не надо: пара кликов мышкой, и уже открыто нужное окно "Цивилопедии" - небольшой энциклопедии, заботливо встроенной в игру разработчиками. Тут вам и историческая справка, и основные характеристики, и что угодно. А заодно можно сравнить игровое положение дел с реально историческим.

Выводы

После того как вы проведете за этой Игрой (именно с большой буквы) несколько ночей, проведете через историю несколько цивилизаций, завоевав не одну победу для своего народа, - читая учебник истории, можете смело заявить: "А вот здесь я поступил бы иначе, и тогда было бы...", ведь теперь вы знаете, к чему ведут те или иные действия правителя. Игра позволяет не просто узнать и понять механизмы, движущие человечество вперед через века, но и прочувствовать их, она позволяет вам изменить ход истории так, как вам хочется, она позволяет идти тем путем, который вы считаете правильным. И что самое интересное, она может заставить вас искать информацию о той или иной эпохе или цивилизации и получать от этого удовольствие. Вы все еще спите на уроках истории? Тогда "Цива" идет к вам.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты