16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Атмосфера в играх: вчера и сегодня

14.01.2006

Дмитрий Лобов

Не секрет, что большинство так называемых культовых игр были созданы в 90-е годы уже прошлого двадцатого века, когда палитра ограничивалась 256 цветами, звуковые эффекты были представлены "потрясающими" слух и воображение скрежетами PC-Speaker'а, а CD-привод и Sound blaster считались роскошью, доступной немногим продвинутым пользователям.

Именно в то время и зародился популярный ныне жанр "3d shooter от первого лица". Пионером в этой области стал небезызвестный Wolfenstein 3d - сага о похождениях американского диверсанта Бласковица в немецких казематах в годы Второй мировой войны. Она включала в себя 2 части и несколько аддонов. Сюжет довольно условен - убей их всех! Графика и реализм тоже - враги напоминали картонные шаблоны и запросто палили из 2-х видов стрелкового оружия в узких коридорах сквозь своих товарищей в нашего героя. Но все это мелочи, ибо это захватывало! В эту игру резались часами и проходили не один десяток раз снова и снова.

Несколькими годами позже вышел гениальный Doom от ID Software. Авторам удалось в полной мере погрузить играющего в мрачный мир, где герой сражается с толпами инфернальных тварей, вырвавшихся на марсианские научные комплексы, где проводились эксперименты по телепортации. Впечатление усиливает и музыкальное сопровождение. Игра вышла в 2-х частях, с кучей официальных и неофициальных аддонов, что свидетельствовало о ее огромной популярности. И, в отличие от Wolfenstein 3d, у нее появился полноценный мультиплеер, который давал возможность действовать сообща против монстров - в cooperative game, или нашпиговать своего оппонента из 7-ми видов оружия (начиная от кастета и бензопилы и заканчивая плазменными ружьями) в режиме death match.

О монстрах хочется сказать особо: несмотря на всю их угловатость, они выглядят довольно реалистично. Полутемные коридоры с мигающим кое-где светом, фоновые звуки, рычание зомби и похрюкивание импов, и прочие звуки, издаваемые монстрами, вносят свою немалую роль в создание зловещей настораживающей атмосферы. Ну и, конечно, боссы - the cyberdemon и spidermastermind поистине незабываемое зрелище!

В то время, как поклонники 3d-стрелялок бодро нашпиговывали тварей различных форм и размеров, а равно и своих товарищей по сетевой игре, свинцом из шотганов и сгустками плазмы из плазмометов, тактики и стратеги компьютерных войн тоже не сидели без дела.

Речь идет, конечно же, о Dune2 - бессмертной родоначальнице всех стратегий реального времени от фирмы Westwood. Сюжет основан на книге Фрэнка Герберта, но, в отличие от своего нудноватого прототипа-книги, игра получилось на редкость удачной и захватывающей. Итак, на планете Арракис высадились армии трех династий: благородных Атрейдесов, коварных Ордосов (которых, кстати, ни в книге, ни в фильме не наблюдалось) и зловещих Харконненов с единственной целью -прибрать к рукам "пряность", стратегической важности сырье, продукт жизнедеятельности шай-хулюдов, гиганских червей, населявших этот мир песка. За всей этой затеей стоит Император, который только и ждет удобного момента вмешаться. Хотя он пообещал отдать контроль над Дюной той династии, которой удастся собрать больше "пряности", он и сам не прочь наложить на нее свою руку. В общем, страсти кипят! Далее играющему предлагалось выбрать свой Дом, с которым ему предстояло покорить планету и привести выбранную сторону к славе и величию путем уничтожения конкурирующих домов, а заодно и Императора, затеявшего это состязание. Каждый дом владеет помимо стандартных вооружений своим уникальным (например, девиатор Ордосов, харконненский девастатор или соник-танк) и супероружием, которое, впрочем, дается на более старших миссиях.

Атмосферность этой игре придавал ментат, от которого игрок мог в процессе игры получить совет по прохождению текущей миссии или по типам боевой техники, причем для каждого из домов характер наставника развивал их философию соответственно. Несмотря на откровенно слабый AI в игре очень приятное оформление, музыкальное и звуковое сопровождение и отличный сюжет, что сделало игру безмерно популярной, и она была перенесена на некоторые другие игровые платформы. К сожалению, мультиплеера в игре не наблюдалось, но, тем не менее, сюжетная линия и атмосфера окупали все.

Следующая вышедшая игра этого жанра - Warcraft Orcs and Humans от фирмы Blizzard. Сия история повествует, как это видно из названия, о непримиримой борьбе, которую вели между собой люди королевства Азерот и орки. Практически то же самое, что и Dune2, но вместо танков и машин пехотинцы и всадники. Полноценная RTS включает в себя две компании, за орков и людей соответственно, и набор карт для мультиплеера. В этой игре все серьезно, несмотря на условный вид сверху. Атмосферность создает колорит персонажей и музыкальное сопровождение в низких тонах. Играющий словно попадает в атмосферу мрачного средневековья, где орки и люди бьются не на жизнь, а на смерть. Все это подкрепляется прекрасной сюжетной линией. Впрочем, атмосферность игры начинается не с самой игры, а уже со вступительного ролика, который хоть и представлен в виде почти статичных картинок, сменяющих друг друга, однако сделан очень добротно.

Кстати, вторая часть этой игры, хотя и заметно более красиво прорисована, и увеличено количество персонажей и возможностей апгрейда, почти утеряла эту атмосферу и стала скорее хохмой. Тем не менее, играбельность и сюжет остались на высоком уровне, что вообще характерно для "Близзард".

Говоря о "Близзард", нельзя не упомянуть еще одну знаменитую вещь от этой компании - Diablo. Атмосфера, переданная здесь, просто блестяще погружает играющего в мир, где зло изменило землю. Достигается это с помощью прекрасной озвучки, характеров персонажей и музыкального сопровождения. Располагает и само место действия - подземелье под оскверненной церковью. Где-то там, внизу, притаились порождения подземного, чуждого и враждебного людям мира, и с наступлением ночи они выходят на поверхность для свершения своих темных дел. Пробираясь вниз все ближе и ближе к преисподней, вы встречаете странных существ и выполняете квесты, с которыми вам непременно придется столкнуться. Впрочем, можно их и не выполнять, но именно наличие такого выбора создает чувство причастности к происходящему. Главная же задача - нанести поражение Дьябло и силам ада иже с ним. В общем, демоны живут там, где им и положено жить - в подземельях. И ведут себя так, как им положено. А не шастают где попало, да еще и при свете солнца, как в не менее знаменитом продолжении этой игры - Diablo 2.

Из-за такой вольности по отношению к монстрам во второй части потерялась вся атмосфера игры, и стала она просто боевиком и мясорубкой, хотя и традиционного для "Близзарда" высокого качества геймплея.

К упомянутым в начале статьи играм тоже выпускались более или менее удачные продолжения. Например, в 2000 году та же фирма Westwood, что выпустила Dune2, выпустила римейк к ней, который получил громкое название Dune2000! В наличии те же 3 династии, знакомые по второй "Дюне" названия техники. Кроме того, все ролики были отсняты с участием живых актеров, а также переработан сюжет игры и добавлен мультиплеер. Но в результате получилось довольно жалкое зрелище: игра скорее напоминала клон небезызвестного Command and Conquer. Однако Westwood на этом вовсе не унялась (да и как же не переплюнуть саму себя!) и сделала еще один клон "Дюны", но там и вовсе все ушло в угоду спецэффектам.

Тем временем ID Software тоже не дремала, очевидно, у сценаристов кончилась фантазия или лавры Wolfenstein3d не давали им покоя. Результатом этого было явление миру поделки под названием Return to castle Wolfenstein. Тут уж полет фантазии и творческой мысли разработчиков был воистину неуемен. При игре в это творение создается впечатление, что попал на съемочную площадку Голливуда, где снимается дешевый сериал про WW2. Немецкие солдаты и офицеры облеплены орлами и свастиками с головы до пяток, девицы в черных трико носят рыцарские кресты как бижутерию, а стенки просто поражают пестрящими надписями на немецком языке и свастиками, как будто здесь резвилась безумствующая банда скинхедов.

Нет, это, конечно, было уместно в Wolfenstein 3d, где сама атмосфера условна, но старый подход к интерьеру с новым уровнем реализма графики ничего кроме смеха не вызывает. Хотя, может быть, так и задумано, этакий юмор от ID?

После "Возвращения в замок Вольфенштейн" (который, кстати, разродился кучей аддонов и продолжений ) ID, вдохновленная успехом выпуска римейков, выпустила Doom3.

Безусловно, его ждали. Ждали с замиранием сердца те поколения думеров, которые прошли первые части этой игры, и ждали те, кто не проходил их никогда. Да, современные аппаратные средства творят чудеса, и легко представить, что все происходящее на экране реально. Очень реально. Создателям в полной мере удалось создать иллюзию причастности. Игра действительно страшная. Но какая-то она нереальная... Создается ощущение кукольности ее что ли, стерильности.

Вообще в современных играх, видимо, в силу того, что возможности компьютеров по сравнению с их собратьями в 90-е несравненно возросли, атмосферность и сюжет часто принесены в жертву спецэффектам мощных процессоров и графических плат. Игры более уже не квадратны, все прорисованно до мелочей, взрывы - это действительно взрывы, все это очень красиво и красочно, однако все это зачастую идет в ущерб сюжету. Разработчики старых игр, понимая, что в их распоряжении довольно скромные аппаратные средства, брали другим: они душу вкладывали в разработку сюжетов, диалогов, моделей. Теперь зачастую нет никакого сюжета, просто побольше спецэффектов, а все вычисления моделей возлагаются на компьютер. И в результате получается все красиво, но нет той самой привлекательности, что была свойственна старым играм, сюжеты которых, кстати, эксплуатируются не только в создании римейков игр, но и кинокартин. Остается надеяться, что разработчики, осознав это наконец, все-таки перестанут безбожно эксплуатировать старое, но и порадуют нас новыми свежими и интересными идеями - спецэффекты мы уже видели!



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты