16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Страсти по петушиной охоте

30.06.2004

Семен Валькенштейн

Каждый "дер джагер" желает знать, где сидит "мурхухн"!
Немецкая охотничья мудрость

Пролог

На сегодняшний день существуют тысячи (а возможно, и десятки тысяч) игр для персональных компьютеров. Большинство из них являются проходными продуктами, создаваемыми лишь для того, чтобы принести незначительную прибыль да временную известность своим творцам и навсегда кануть в прошлое, не оставив после себя сколь- либо теплых, долговременных воспоминаний. Однако есть игры, а есть Игры. Последние появляются не часто, но благодаря своим уникальным свойствам не оставляют равнодушными ни одного игрока, навсегда вписывая свои названия и имена создателей в игровые анналы.

Сколько их было? Наверное, не так уж и много. Они существуют вне пространства и времени: несмотря на возраст некоторых из этих "шедевров", их сразу узнают по названию даже самые юные, начинающие игроки. Все игры с большой буквы можно поделить на различные категории. К примеру, известный отечественный фантаст Лукьяненко, в своей блестящей статье "История болезни, или Игры, которые играют в людей", в общих чертах описал те из них, которые, несмотря на свой жанр, заставляют нас надолго отрываться от реальности, погружаясь в таинственный, выдуманный авторами мир. Civilization, Elite, King's Bounty, Heroes of Might and Magic, Doom, Dune, Fallout... этот список можно продолжать дальше, и в нем вряд ли попадется хоть одно незнакомое название. Такие игры действительно постепенно затягивают, отнимая уйму времени. Правда, со временем у игроков, прошедших любимое творение вдоль и поперек, желание играть в него постепенно рассасывается, но добрая память останется навсегда.

Однако есть и другие Игры - говоря языком синематографическим - "короткометражные". Маленькие, до неприличия простые, скудные с точки зрения графики и нетребовательные к системе. Впрочем, есть в них что-то особенно притягательное. Они приходят на выручку к пользователю тогда, когда ему не требуется глубинное погружение и отрешение от реального мира, а совсем наоборот - нужно немного развеяться и расслабиться. Именно такой, кстати, и была прародительница всех игр для ПК, созданная в Массачусетстком университете - Spacewar - космическая стрелялка между двумя кораблями, летающими в пределах одного экрана. А вслед за ней, спустя годы, появились знаменитые Digger, Tetris, Arcanoid, Cats, Tanks, Worms и т.д. и т.п. Им очень трудно подражать, поскольку их незамысловатость граничит с неповторимой гениальностью.

Угрюмый оператор час за часом сидит перед светящимся экраном. Мышцы сковывает бездействие, потухший взгляд полон безразличия, на пепельном лице маска упрямой сосредоточенности... Впереди много работы, надолго отвлекаться нельзя. Попытки разогнать вязкую усталость крепким чаем, сигаретой или даже горячительным напитком подкашивают и без того не слишком крепкое здоровье. Знакомая картинка! Однако стоит лишь прерваться на короткую партию в любимую "короткометражку" - и нервная система оживает, а воспрянувший духом разум вновь готов к труду. Тем паче что, играя в такую игру, очень легко прерваться, а возвращаться к ней никогда не надоест.

Несмотря на то что игровая индустрия семимильными шагами двигается навстречу своему светлому будущему, когда благодаря техническому совершенству уже трудно будет разобрать, где же компьютерная игра, а где действительность, "короткометражные" игры, несмотря на свою вызывающую простоту, по-прежнему востребованы. Правда, те из них, что были выпущены в последние годы, можно буквально по пальцам пересчитать. Среди них особняком стоит германская серия стрелялок, под гордым названием Moorhuhn.

История сотворения шедевра

Moorhuhn - мурхух, мурхун, мурхухн - неужто никогда не слышали? Между тем, нелепое на слух название, обозначающее разновидность белых шотландских куропаток - близких родственников обитателей домашних курятников, - облетело весь мир. Забавные птицы ростом менее сорока сантиметров обитают преимущественно в торфяных болотистых лесах, за что и получили свое вполне заслуженное прозвище. В переводе с немецкого, moor означает болото, а huhn - курица. Это сочетание весьма распространено - его можно встретить даже в некоторых английских и немецких фамилиях (взять хотя бы Майкла Муркока, популярного писателя жанра фэнтези).

Куры, а в особенности петухи, существа весьма агрессивные. Недаром в Западной Европе издавна появилось весьма недетское развлечение - петушиные бои. (Кстати говоря, в Россию первые бойцовые петухи были завезены из Великобритании графом Орловым.) Но в игре куропаткам приходится несладко - трехмерные, весьма комичного вида, пучеглазые петушки принесены в жертву безжалостному сценарию. Они становятся добычей, со всей беспощадностью отстреливаемой метким игроком, под упоительно успокаивающее пение птиц на просторах горной Шотландии. В этом и заключается основная сюжетная линия Moorhuhn. Просто - не значит плохо. Сразу после появления в Глобальной сети игру ожидал колоссальный успех, позволивший разработчикам изрядно заработать на собственной идее. И это при том, что сама игра распространялась абсолютно бесплатно... Впрочем, обо всем по порядку.

Итак, игра была задумана в 1999 году Франком Цимлинским, одним из ведущих сотрудников немецкой фирмы Phenomedia из города Бохум. Идея была недурна: создать бесплатную развлекательную программу для массовых пользователей ПК, которая скрасила бы досуг офисных работников, а заодно разрекламировала и без того знаменитую на весь мир марку виски "Johnnie Walker". На данную роль лучше всего подходила незаурядная игра, в которую планировалось вставить ненавязчивую, но вполне узнаваемую рекламу соответствующего продукта, не заметить которую было бы просто невозможно. Ох уж этот вездесущий маркетинг! Однако игру еще необходимо было придумать. По слухам, вдохновение посетило изобретательного Франка Цимлинского, когда он поджидал запоздавшую электричку на гамбургском вокзале. Именно тогда программист изобрел главного героя будущей игры, которым и стала болотная куропатка. Сказано - сделано. С помощью Maya 2.5 был создан первый трехмерный "мурхухн". Создан - для того чтобы быть расстрелянным. Чем провинились перед Франком несчастные петухи - неизвестно, посему оставим сей выбор на совести выдумщика. Однако, как показали дальнейшие события, сюжет был подобран весьма удачно.

Двумерный ландшафт, звуки природы, счетчик времени, недвусмысленный прицел в центре экрана и болотные петухи... великое множество петухов, летающих взад-вперед по экрану. Нажатие на правую кнопку мыши приводит к перезарядке оружия, а на левую - вызывает спуск курка, сопровождающийся гулким хлопком выстрела. Удовольствие длится ровно полторы минуты. За меткие попадания начисляются очки, а подстреленные петухи, совершив ряд пируэтов, мертвой петлей опускаются на землю, тут же исчезая из виду в густой траве.

Таковой была первая часть action-симулятора охоты под названием Moorhuhn Jagd, который увидел свет в конце 1999 года. Пение птиц, простые, но красивые виды природы, нелепое пугало, сочные звуки выстрелов, сопровождающиеся глухим падением болотных куропаток в течение полутора минут, - все это превосходно снимало стресс, позволяя расслабиться, отвлечься, развлечься, поднять настроение, наконец, "выпустить пар". В начале 2000 года миллионы геймеров ринулись скачивать Moorhuhn с сайта разработчиков. А поскольку "весил" он не более 3-х мегабайт, общее число скачиваний стремительным образом приблизилось к отметке в десять миллионов. Несмотря на кажущуюся жестокость сюжета, никто из игроков идею не осуждал. Благодаря дружелюбной графике сцены насилия над животным миром воспринимаются с изрядной долей юмора, без стыда и последующих мук совести за содеянное. Уже тогда можно было ожидать, что игра обречена на продолжение. В считанные дни распространившись по Германии, она вышла за ее пределы, и разработчики приступили к созданию новых версий.

Между тем, вместо продолжения поначалу у Phenomedia получались лишь исправления да дополнения. Наиболее известным из них стал так называемый Karneval Moorhuhn, выпущенный весной 2000 года, имевший собственный дистрибутив для установки, а также встроенную таблицу рекордов для состязания стрелков с самими собою или с друзьями. Повальное увлечение игрой привело к созданию фан-клубов, проводивших турниры и чемпионаты по Moorhuhn. В Интернете открывались новые сайты, чаты и форумы. Ситуация попахивала фанатизмом - болотный петух превратился в своеобразного "вуудуу" - объект поклонения целого сообщества геймеров, а Johnnie Walker был безнадежно забыт, и его рекламу быстро перестали замечать.

Однако создатели, несмотря на сумасшедший взлет Moorhuhn, не проморгали свое счастье, проявив чудеса предприимчивости. Расчетливые немцы стали выпускать для "мурхухеров" предметы быта с соответствующей фирменной символикой. Витрины магазинов вмиг были завалены кружками, футболками, ручками, блокнотами, игрушками и прочей, прославляющей образ болотного петуха, продукцией. Стоит отметить, что данная стратегия и по сей день приносит компании весьма ощутимый доход.

После выхода последнего обновления к первой части игры все с нетерпением ожидали появления Moorhuhn 2. Боясь разочаровать поклонников пернатой птицы, программисты из Phenomedia выпустили новый релиз уже летом 2000 года. Переработке подвергся дизайн игры: ландшафты стали еще более красочными, а спектр мишеней, доступных для поражения меткими выстрелами, существенно расширился. Теперь за полторы минуты можно было настрелять не только целую пачку "мурхухов", но еще и всевозможных камушков, веточек, насекомых, архитектурных сооружений и прочих объектов. Изменилась система подсчета очков и штрафов, добавляющая весьма существенные бонусы за меткие выстрелы и отнимающая нажитое непосильным трудом за досадные промахи или глупую стрельбу по запрещенным объектам. Пока игроки тренировали кисти рук, активно работая мышкой, и одновременно постигали секреты новой версии игры, к ней были выпущены многочисленные дополнительные ландшафты, позволявшие перенести пальбу по петухам с шотландских болот в космос или даже в сюжет любимого мультсериала SouthPark. Популярность проекта продолжала расти как на дрожжах, в связи с чем было принято волевое решение продолжить разработку игры о тотальном истреблении лупоглазых куропаток.

В конце 2000 года изможденные бесчисленными патчами и ожиданием продолжения нетерпеливые поклонники получили настоящий рождественский подарок от Phenomedia - специальную версию Moorhuhn 2 под названием Winter Edition. "Зимняя редакция" вызвала бурю противоречивых эмоций. По-прежнему красивая графика несколько омрачилась суровостью ландшафта: угрюмый пейзаж, сумерки, снежные сугробы... Незначительные изменения произошли и во внешности самих петухов, которые все с тем же истинно птичьим упорством лезут под виртуальные пули. Секретов в этой версии ничуть не меньше, чем в предыдущей. Они заключаются в том, как можно за отведенные полторы минуты получить максимально возможное количество очков, правильно выбирая мишени для стрельбы и активно работая мышкой. Оружие у охотников все также одного вида, зато стреляет оно двумя типами патронов. Трудно сказать, пошли ли дополнительные ухищрения на пользу данной игре, однако тенденции к ее усложнению, видимо, были обусловлены существующим спросом.

Осень 2001 года - время очередного обновления. Третья версия одной из самых ожидаемых игр получилась еще более замысловатой, чем первые две. Количество революционных изменений в ней поражало воспаленное воображение стрелков. Перед ними на экране летали уже не только болотные петухи, подлежащие безжалостному расстрелу, но и длинноклювые кукушки. Последние, видимо, для разнообразия, были занесены авторами в "красную книгу" - стрельба по ним карается серьезной потерей игровых очков. Патроны теперь не выдаются бесплатно - их надо приобретать за набранные очки. Гадкие кукушки прикрывают своих собратьев, ставших благодаря усилиям дизайнеров еще более выразительными. Улучшения графики не могли не сказаться на объеме и производительности игры: она стала значительно "тяжелее" и более требовательной к ресурсам. Уйма движущихся объектов (тут тебе и кукушки с петухами, и дятлы, и зайцы с лягушками, и даже черепахи) на фоне мрачных декораций каменистого морского побережья вкупе с необходимостью разгадывать множество секретов вместо отдыха для глаз создавали хаос, вызывая напряжение и требуя предельной концентрации. На мой взгляд, именно на этом этапе была утрачена одна из основополагающих идей концепции игры.

Вероятно, колебания в общественном мнении почувствовали и сами разработчики. Весной 2002 года поползли слухи о том, что к выходу готовится новый проект, уже не являющийся продолжением знаменитой охоты на куропаток. В самом деле, вышедшая осенью бесплатная игра Moorhuhn-Kart XS - не что иное, как гонка, в которой персонажи предыдущих игр (петух, лягушка, кукушка и прочая живность) резвятся, носясь на картингах. Можно выбрать одного из них в качестве водителя и с ветерком пронестись по запрограммированной трассе. Удовольствие, скажу вам, весьма сомнительное, и главное - никакой снимающей стресс стрельбы. К сожалению, кому-то на Западе игра пришлась по душе, поскольку, опираясь на тот же пресловутый спрос, Phenomedia почти сразу выпустила две продвинутых версии гонок, которые, внимание! стали платными. И пусть сумма, которую запрашивала за свое творчество компания, была несущественной, это весьма серьезное отклонение от заданного политического курса не могло обрадовать поклонников Moorhuhn.

Moorhuhn X был выпущен весной 2003 года, для того чтобы укрепить пошатнувшийся в глазах фанов авторитет компании. Для поклонников игры это означало возрождение старой и доброй стрелялки. Как и в ситуации с гонками на этот раз было выпущено несколько версий, из которых бесплатной (и сильно упрощенной по сравнению с другими) стала версия X. Как и разработчики, вконец обнаглевшие "мурхухи" теперь не только летают, но еще и бегают по экрану. Графика заслуживает всяческих похвал, поскольку все персонажи выполнены с использованием нового движка в 3D, а ландшафту возвращены прежние мажорные тона. На этот раз, несмотря на присутствие прочих персонажей (к примеру, пьяных ежиков, бессовестно дующихся в карты прямо у вас на глазах), игровой экран уже не выглядит столь хаотичным, как это было в версии 3. Во время стрельбы чувствуется, что все происходит по весьма продуманным создателями игровым законам. В очередной раз изменилась внешность петухов, система перезарядки ружья, добавилось супероружие... единственным элементом, вызывающим своей неизменностью ностальгию по предыдущим версиям, осталось старое, доброе пугало, на которое в свете этого и рука особенно не поднимается.

В конце осени 2003 года разработчики вновь пытаются отклониться от основной сюжетной линии: лягушки из Moorhuhn 2 обрели независимость, попав в новую игру от Phenomedia под названием Moorfrosch. Идея перевода лягушки через дорогу не нова, однако на сей раз реализована она весьма симпатично. Помимо этого, не на шутку разыгравшееся воображение программистов изрыгнуло из недр собственной фантазии квест, под названием Moorhuhn Adventure, который, на мой взгляд, представляет весьма сомнительную ценность и может быть интересен лишь тем, кто уже не мыслит свое существование без петухов.

Эпилог

Не всегда удачные реализации отдельных версий, сопровождавшиеся бессмысленными потугами разработчиков, стремившихся создать культ болотного петуха, не испортят впечатлений от наиболее успешных вариаций данной игры. К примеру, в прошлом году в Интернете появилась версия Moorhuhn для Palm OS. Очевидцы утверждают, что с использованием вместо мыши "стилуса", существенно увеличивается точность попадания, и игра теряет свою динамику, становясь более скучной. Да и графика Moorhuhn, адаптированной для мини-компьютеров, существенно пострадала, что, впрочем, также не разочаровало поклонников. Не смогли навредить ее репутации даже угрозы со стороны Green Peace, пытавшейся обвинить Phenomedia в чрезмерной жестокости. Скорее наоборот, это лишь добавило известности главному персонажу игры, да и самой компании. К многочисленным слухам и сплетням вокруг Moorhuhn добавились лживые сведения о том, что Phenomedia, якобы в угоду охранникам природы, готовит к выпуску игру, где обиженные птицы будут вооружены до зубов, чтобы наказать охотников и тем самым восстановить справедливость. Разумеется, такой версии в природе не существует. А поклонники "охоты", игнорируя заявления "зеленых", продолжали виртуально отстреливать петухов. И никто при этом не пострадал.

Многочисленные споры о том, что же именно принесло успех столь простой и незамысловатой игре, как правило, заканчиваются признанием глубины первоначальной идеи. По той же причине именно первые версии, благодаря которым компания Phenomedia обрела свою популярность, навсегда останутся в памяти геймеров, тогда как более новые импровизации, созданные в погоне за славой и прибылью, исчезнут в прошлом, не снискав лавров. Что же касается будущего, то в августе 2004 года, по предварительным заверениям разработчиков, должна появиться очередная версия "петушиной охоты" - с нетерпением ждем-с... Коллекционеры или просто любопытные читатели в любой момент времени без труда отыщут все описываемые версии игр (в том числе и самые ранние) на их официальном сайте - www.moorhuhn.de или же на странице русскоязычных поклонников Moorhuhn - moorhuhn.by.ru. Там же можно получить всевозможную дополнительную информацию о старых и новых проектах, которая и была использована в некоторой степени при подготовке данной статьи.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты