16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Заметки фотографа-любителя. Часть 11

30.09.2007

PalMan

Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему. Сократ

Девочка

На пути к совершенству

Не секрет, что многие фотографы-любители считают цифровой фотоаппарат всего лишь современным аналогом пленочного. И владея цифровой камерой, они работают по старинке - отбирают хорошие кадры, а неудачные отбрасывают. На наш взгляд, такой подход является в корне неверным, поскольку не задействует весь потенциал цифровой фотографии, подразумевающей не только съемку, но и обработку материалов. К тому же возможности большинства компьютерных программ на порядок, а то и на два шире аналогичных у цифровой камеры.

Разумеется, не стоит недооценивать саму съемку, о которой мы так долго рассказывали. Слишком темные или светлые снимки, размазанные изображения и т.п. вещи не в состоянии "вытянуть" ни одна программа. Также не подвластно компьютеру воссоздание мельчайших деталей сюжета, не захваченных объективом камеры, или изменение ракурса и световой картины. Хотя, в принципе, это возможно, но на подобную титаническую работу, требующую множества знаний и опыта, способен не каждый. Да и нет в этом необходимости; на наш взгляд, оптимальный вариант - это максимально продуманная съемка и затем "легкая" доработка полученных кадров.

Как вы поняли, мы переходим к третьему разделу нашего цикла, в котором разговор пойдет об обработке снимков. Сразу оговоримся, что мы не преследуем цель рассмотреть абсолютно все аспекты цифровой обработки фотографий, в поле нашего зрения попадут лишь основные моменты, знание которых необходимо любому фотографу.

...чуть не забыли. Самое главное - не стоит заранее пугаться и говорить, что ничего не получится. Попробуйте, и вы убедитесь, что этот процесс интуитивен, несложен и, что немаловажно, приятен. Ну что ж, пора в путь.

Дети

Подготовка к "бою"

Обилие всевозможных программ может смутить фотографа-любителя, ведь, согласитесь, чтобы в совершенстве изучить какую-либо программу и научиться использовать ее "по делу", может уйти много времени. А оно, как известно, лишним не бывает никогда. Что ж, попробуем предложить собственный рецепт. На наш взгляд, в любительской практике вполне можно обойтись двумя программами - так называемым просмотрщиком (или вьювером) и графическим редактором. По идее, можно возложить все и на одну программу (а при желании установить и десяток программ), но нам бы хотелось явно разграничить все операции над цифровыми фотографиями на два больших раздела.

К первому мы относим все вспомогательные операции. Во-первых, необходимо навести порядок в цифровой коллекции. Начальным этапом любого редактирования является, как это ни странно, надежное сохранение оригинала и продуманная система каталогизации всех фотографий. Зачем это нужно, надеемся, понятно. Снимок в первозданном виде не должен ни при каких условиях потеряться, и его всегда можно быстро найти. Ну, каким образом организовывать систему каталогизации (по датам, по темам и т.д.), мы говорить не будем, но все же советуем не забывать присваивать фотографиям ключевые слова. Да, это займет некоторое время, но зато через пару лет, когда ваша цифровая коллекция разрастется до огромных размеров, вы сможете, набрав ключевое слово в качестве критерия поиска, легко ее отыскать. Полезная штука, поверьте.

Поворот в Photosop

Вторая необходимая нам функция - это возможность комфортного просмотра снимка. Впрочем, с этим превосходно справляются все вьюверы, и выбор здесь - дело вкуса. Также желательно наличие возможности загрузки снимков с цифровой камеры, кстати придется и умение работать с архивами. Чаще всего подобные программы умеют также создавать всевозможные веб-галереи, слайд-шоу и фотоальбомы, записывать диски и т.д. Использовать эти функции или нет - решать вам. А вот на встроенные возможности редактирования, на наш взгляд, засматриваться не стоит. Несмотря на все красочные эпитеты в их адрес, они безоговорочно уступают любому профессиональному графическому редактору. Что касается конкретики, то, как нам кажется, в этой роли очень выгодно смотрится программа ACDSee, пользующаяся у многих пользователей компьютеров заслуженной популярностью. Но не будем настаивать, это не слишком принципиально.

А вот к выбору непосредственно графического редактора стоит отнестись максимально серьезно. Велик соблазн остановиться на Corel PhotoPaint, Ulead PhotoImpact либо других программах, обладающих с точки зрения их создателей массой преимуществ (и, надо заметить, это правда), но лучше всего сделать выбор раз и навсегда - Adobe Photoshop. Это настоящий корифей в области редактирования изображений, и связав с ним свою судьбу, вы никогда не пожалеете. Во-первых, Adobe Photoshop является признанным эталоном программы для профессионального редактирования фотографий. Это означает, что здесь вы найдете все современные инструменты обработки снимков. Второй момент - об этой программе написано множество книг, и значительная их часть нацелена на начинающих. Приятная новость, и если вы планируете серьезно работать с этой программой, то рекомендуем обзавестись одним из подобных руководств (не обязательно бумажная версия, многие книги в формате PDF можно найти в сети).

Третий плюс - это широкая распространенность программы. Дело в том, что большинство публикаций на фотографические темы (газеты, журналы, Интернет и т.д.) в 99% случаев приводят примеры именно для Adobe Photoshop. Согласитесь, что гораздо проще повторить написанное "один к одному", а не "трансформировать" его под альтернативный редактор. Да и придя к знакомому, вы наверняка обнаружите у него на компьютере этот графический редактор. По крайней мере, за несколько лет использования Adobe Photoshop мы ни разу не усомнились в правильности выбора. И кстати, версия программы для наших задач не принципиальна. Не так давно, обнаружив на стареньком компьютере третью версию Adobe Photoshop, мы на деле убедились в ее полной "боеспособности".

Интерфейс ACDSee

Что делать?

Извечный вопрос, и он возникнет у большинства фотографов, в той или иной степени недовольных качеством своих снимков. По идее, все операции по обработке фотографий на компьютере (часто этот процесс называется фоторетушью) делятся на две большие группы: устранение съемочного брака и художественное редактирование. Нас (думаем, что и вас тоже) в большинстве случаев будет интересовать именно исправление дефектов съемки. А поскольку они могут быть различны по своей природе и проявлениям, то мы не будем их классифицировать, к тому же беда обычно не приходит одна - в большинстве фотографий присутствуют практически все недостатки (в той или иной степени). И поэтому бороться придется со всеми.

Вы думаете, что ваши фотографии хороши с технической точки зрения? Тогда рассмотрите их внимательно и попробуйте убедиться в том, что на них отсутствуют перечисленные ниже недостатки:

Портрет у памятника

- в кадр случайно попали посторонние объекты или их части (люди, строения, столбы, провода и т.п.);

- на главном объекте съемки можно заметить незначительные изъяны (пыль, грязь, ненужные морщинки или складки, яблочко с червоточиной и т.п.);

- красные глаза у людей или животных;

- снимок слишком темный (недостаток света) или, наоборот, слишком светлый (избыток света);

- цвета некоторых предметов не соответствуют действительности;

- проявились шумы матрицы (цветные точки на равномерном фоне);

- отдельные объекты получились нерезкими...

Мы привели лишь наиболее бросающиеся в глаза дефекты снимков, в действительности этот перечень может быть практически бесконечным, все зависит от опытности взгляда наблюдающего и от его представлений о красоте, гармонии и т.д. Таким образом, все начинается с просмотра снимков, из которых необходимо выбрать те, которые заслуживают внимания и, соответственно, дальнейшей обработки. Постарайтесь быть максимально придирчивыми к себе, дабы отобрать действительно лучшие кадры и отметить в них все недостатки.

Ну а дальше начинается собственно обработка. Выше мы сказали, что чаще всего приходится устранять несколько дефектов, но мы построим наше изложение иным способом - будем рассматривать их по отдельности. Так будет проще и нагляднее. В дальнейшем вы сами сможете легко комбинировать эти способы. Основы работы с Adobe Photoshop мы не рассматриваем, поскольку на эту тему существует достаточно изданий (можно воспользоваться и встроенной справочной системой), и надеемся на то, что вы уже владеете навыками работы с этой программой. Да и, думаем, освоив премудрости цифрового фотоаппарата, вы быстро разберетесь с интерфейсом этой программы.

Интерфейс Adobe Photoshop

Кадрирование - самый простой способ убрать лишнее

В процессе съемке мы практически всегда максимум внимания уделяем главному объекту съемки (и это вполне логично), следствием чего является появление на снимке отдельных объектов (или фрагментов объектов), которых на нем не должно быть. Поэтому желание удалить их из кадра можно считать вполне законным, и реализовать его весьма просто. Вот исходный снимок, на котором в глаза бросаются два дефекта: во-первых, на левом краю кадра виден автомобиль, не вписывающийся в безмятежность этого уголка природы, и второй недостаток - не совсем верно выдержана композиция. Линия горизонта почти посередине, и ее следовало бы немного приподнять (в данном случае небо - второстепенный элемент). Следовательно, нужно немного обрезать левый и верхний края.

Каменная лестница

Думаем, подобная операция не вызовет у вас проблем, но хотим напомнить, что существует еще одна причина для обязательного применения этого инструмента в том случае, если вы собираетесь печатать свои фотоснимки. Все дело в "исторической проблеме пропорций". Обычно цифровые камеры работают с изображениями в телевизионном формате (соотношение сторон 4:3), в то время как размеры сторон стандартных фотокарточек (9х12 см, 10х15 см и т.д.) относятся как 3:2. Соответственно, если снимки отдать в печать в таком виде, то они будут обрезаны. Практика показывает, что чаще всего фотографии обрезаются вдоль длинной стороны отпечатка (то есть верх и низ горизонтального снимка), но один раз нам выдали снимки, где кадры не обрезались (но, разумеется, остались белые поля вдоль короткой стороны). Если этот момент для вас принципиален, в том смысле, что могут исчезнуть важные элементы кадра, то лучше позаботиться об этом самому. Подготовьте снимки с соотношением сторон 3:2, и полученные бумажные отпечатки будут в полной мере соответствовать вашим желаниям.

Основы клонирования

Все это хорошо, но как быть, если нежелательный объект расположен в середине кадра? Для этого нам понадобится Clone Stamp (Штамп) - один из самых полезных и универсальных инструментов палитры Adobe Photoshop в плане ретуширования фотографий. Он позволяет удалять (наверное, правильней сказать, замазывать) нежелательные элементы на снимке. Так, в частности, в нашем (условном) примере фотография цветка испорчена некстати севшей на него мушкой.

(stamp) Два кадра - до и после применения инструмента

Цветок

(stamp_ph) Clone Stamp в действии. Не обращайте внимания на размытость снимка, при таком масштабе (300%) очень удобно заниматься клонированием

Выбираем Clone Stamp на панели инструментов, и приступаем к клонированию. Вся идея состоит в том, чтобы найти похожие образцы изображения и скопировать их на испорченное место. Поэтому увеличиваем масштаб картинки (для этого можно воспользоваться инструментом Zoom (Лупа)), внимательно рассматриваем текстуру цветка и ищем подходящие фрагменты. Если бы фон был однородным, то и искать нечего, а в нашем случае придется повозиться. Найдя такое место, кликаем мышью на нем вместе с нажатой клавишей Alt (показываем программе, откуда взять образец для замещения), затем отпускаем Alt и кликаем на "дефектном" месте. Здорово! Фактически область пикселей из указанного нами места и закрашивает мушку.

Ради справедливости стоит заметить, что инструмент Clone Stamp имеет несколько параметров, которые оказывают существенное влияние на получаемый результат: так, к примеру, мы можем выбрать размер кисти (зависит от размеров объекта, который мы ретушируем), края кисти (жесткие или мягкие) и т.д. Рекомендуем вам самостоятельно "поиграть" с этими параметрами, чтобы увидеть эффект. Разумеется, исходные образцы лучше брать из близлежащих областей изображения, но это не закон. При желании образец можно скопировать даже с другой фотографии. Еще одно важное замечание: если в параметрах установить флажок Aligned (Выравнивание), то нет необходимости каждый раз выбирать образец, можно "рисовать" мышью, держа нажатой кнопку мыши и проводя указателем по изображению. Роль подсказки играет "крестик" на изображении, он показывает, из какого места берется образец.

Обрезка фотографии в Photoshop

Горизонтальное должно быть горизонтальным

Еще одной часто используемой операцией является поворот изображения. Опять же, сосредоточившись на основных объектах кадра, мы забываем о том, что горизонтальное должно быть горизонтальным, а вертикальное вертикальным. Характерная ошибка - это небольшой "завал" горизонта. Ведь практически любой кадр будет смотреться лучше с ровной линией горизонта (разумеется, если наклон не является задуманным ходом).

Существует несколько способов решения этой задачи, но, на наш взгляд, наиболее простым и наглядным является наложение на изображение "сетки". Идем в View - Show - Grid (Вид - Показать - Сетка), и после этого наша фотография становится как бы расчерченной на квадраты. Теперь, даже не прищуриваясь, вы легко обнаружите все отклонения от горизонтальной и вертикальной осей. Приступаем к выравниванию. Поскольку мы хотим повернуть все изображение (а в принципе, можно поворачивать и отдельные фрагменты), то выделяем его, для чего нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+A, и в меню Edit - Transform (Редактирование - Трансформация) выбираем функцию Rotate (Поворот). На углах рамки появились знакомые маркеры, и, манипулируя ими, мы поворачиваем изображение

Штамп в Photoshop

Остается нажать ОК, чтобы принять изменения. Как вы заметили, у фотографии после этой операции получились неправильные края, но, владея навыком кадрирования, вы шутя исправите это недочет. Еще раз напомним, что для выполнения подобных трансформаций необходим определенный запас, поэтому возьмите себе за правило при съемке захватывать чуть больше пространства, чем это необходимо (и, конечно же, снимать с максимально доступным разрешением для вашей камеры). Может возникнуть вопрос, а по каким объектам нужно выравнивать кадр? На наш взгляд, по самым значимым объектам. В приведенном выше примере горизонт неочевиден, и поэтому мы делали выравнивание по кромке нижнего парапета. Также в кадрах, где есть линия воды, желательно выравнивать по ней - потому что наклон воды больше режет глаза, чем наклон горизонта. Однозначный рецепт дать невозможно, поэтому лучше сделать несколько вариантов и потом выбрать тот, который покажется вам наиболее симпатичным.

Ну а теперь попробуем применить все три инструмента вместе.

Пейзаж

Начало положено...

Откроем вам небольшой секрет - как бы хорошо вы ни подготовились к съемке и какие бы превосходные кадры ни получили, все равно фотографии практически всегда будут нуждаться в компьютерной обработке. Мы неоднократно говорили, что цифровая фотография - это не просто банальная съемка, а творческий процесс, и, лишив себя возможности улучшить снимки средствами графического редактора, вы становитесь скупым статистом и лишаетесь удовольствия приблизиться к настоящему искусству. И в том, что ни один снимок не должен увидеть свет, минуя Adobe Photoshop, вы обязательно убедитесь...

Но, разумеется, это далеко не все. Мы поговорили, если можно так выразиться, о некоторых способах "механического изменения" (обрезать, замазать, повернуть) кадра, но абсолютно не касались света и цвета. Так что разговор еще не закончен, продолжим его в следующий раз.

Продолжение следует...



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты