16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Заметки фотографа-любителя. Часть 9

05.08.2007

PalMan

Движение является необходимостью, скорость - удовольствием.
Ж. Бодрийар

И снова в поисках динамизма, или навстречу реальности

Мальчик на велосипеде Не секрет, что чаще всего фотограф пользуется короткими выдержками, чтобы "вырвать" из бесконечного времени один миг. Бесспорно, такие снимки нередко выглядят очень здорово (при условии, что этот самый миг выбран удачно) и даже позволяют запечатлеть то, что невозможно увидеть глазами (к примеру, благодаря сверхкоротким выдержкам было установлено, что бегущая лошадь в некоторые моменты времени отрывает от земли все четыре ноги). Мы уже говорили о том, что современные цифровые фотоаппараты позволяют легко остановить мгновение и запечатлеть движущиеся объекты, и в то же время пришли к выводу, что динамичные снимки более интересны, чем изображения неподвижных объектов.

В предыдущей части цикла мы уже рассмотрели два способа съемки движущихся объектов - "застывшее движение" и "длительную выдержку". Продолжим развивать эту тему и поговорим о достаточно сложной, но весьма эффектной съемке с "проводкой", упомянем о динамике статичных сцен (как это ни странно, но она там частенько присутствует) и рассмотрим практический пример съемки интересного динамичного сюжета. Итак, в путь.

В одном ритме с объектом

Собака и лошади в движении- Еще одним способом передачи движения является съемка с "проводкой" (иногда используют термин "панорамирование движения"). Съемка опять же производится с длительной выдержкой, но вместо того чтобы держать камеру неподвижно, ее нужно плавно перемещать в направлении движения снимаемого объекта. В результате основной объект должен получиться относительно резким, а фон - размытым.

Технология выполнения такого снимка довольно проста. Вы захватываете в видоискателе (или на дисплее) движущийся объект и сопровождаете его, стараясь удержать в одной и той же точке кадра. Обратите внимание: сопровождение объекта нужно начинать не в момент нажатия кнопки затвора, а несколько раньше, что позволит вам приноровиться к его движению. Когда вы чувствуете, что пришло время (объект в фокусе, в нужном месте, на соответствующем фоне и т.д.), плавно нажимаете кнопку затвора и продолжаете сопровождать объект до тех пор, пока не закроется затвор.

Главные условия хорошего кадра - это равномерность перемещения фотоаппарата и удержание объекта в одной и той же точке кадра. Поэтому этот способ идеально подходит для съемки объектов, которые перемещаются по предсказуемой траектории или движутся параллельно вам. Важное замечание - нет необходимости добиваться абсолютной резкости объекта. В первую очередь, этого очень трудно добиться с технической стороны, и, кроме того, такие снимки выглядят не совсем естественно. К тому же у двигающегося объекта не все элементы неподвижны (колеса автомобиля, ноги велосипедиста и т.д.), и они также получатся размытыми. Обычно небольшая нерезкость контуров объекта более эффективно создает иллюзию движения, чем идеально резкий объект на размытом фоне.

Сразу заметим, что для получения приличных результатов придется попрактиковаться. Нет, бегать за несущимися автомобилями не придется, разумеется, фотограф всегда стоит на месте, а перемещается только камера. Поэтому стоит подыскивать такие объекты, где необходимо не линейное (по горизонтали или вертикали) перемещение камеры, равномерности которого можно добиться только при условии использования дополнительных аксессуаров, а угловое. То есть вы просто разворачиваете фотоаппарат на небольшой угол вслед движущемуся объекту. И начинать лучше со сравнительно недлительных выдержек (например, от 1/40 секунды). Правда, в этом случае не всегда получается сильная размытость фона.

Памятник А вообще степень размытости фона зависит не только от выдержки, но и от скорости движения объекта (и камеры, соответственно). Чем больше скорость, тем более неразборчивыми становятся детали фона. Кстати, за счет отличающейся резкости объекта и фона они превосходно отделяются друг от друга. Поэтому помимо подчеркивания движения съемка с проводкой также может применяться, когда необходимо выделить движущийся объект и оторвать его от фона.

Также уместно будет упомянуть и о композиционных правилах съемки динамичных сцен. Они достаточно просты. Во-первых, движущемуся объекту необходимо место в кадре в направлении движения, поэтому не стоит "втыкать" его в край фотографии. Оставьте хотя бы немного места (а лучше всего, если он будем немного смещен в сторону, противоположную движению), и все будет в порядке. Второе - не забывайте о линиях, которые могут ускорить либо, наоборот, затормозить движение. К примеру, для движущегося автомобиля все горизонтали (линия дороги, другие машины и т.д.) будут "ускорителем", а вертикали (столбы, деревья, вертикальная стена дома и др.) - "тормозом". Впрочем, последнюю проблему очень легко решить, снимая с "проводкой", в этом случае все посторонние объекты просто размоются.

Динамика пространства

Пейзаж с деревом До сих пор мы в основном говорили о движущихся в пространстве объектах. Но, как это ни кажется странным, некоторые вышеперечисленные принципы справедливы и в отношении статичных снимков. Ведь часто изображенный предмет никуда не движется, но его форма создает впечатление движения. Поэтому в пространстве кадра всегда должно оставаться место для воображаемого движения такого предмета. Яркий пример - это наклоненный ствол дерева или простирающиеся в сторону ветви. Внутренней динамикой обладают многие неподвижные объекты, скажем, накренившийся забор, дом с покосившейся кровлей и т.п. То же можно сказать и о многих монументах, архитекторы обладают особым умением придавать "камню" динамику и напряжение.

К тому же, помните, что природа человека устроена таким образом, что если на фотографии человек указывает рукой или пальцем на какой-нибудь предмет, либо его взгляд направлен в какую-либо точку, то зритель непременно посмотрит туда. А если там не за что зацепиться, то взгляд зрителя может и не вернуться обратно. По идее, там желательно расположить какой-нибудь важный композиционный элемент, находящийся в пределах кадра. Но это идеальный вариант, частенько ничего интересного вокруг нет. Поэтому в таких случаях лучше поместить главный объект в части кадра, противоположной его движению. К примеру, если движение направлено справа налево, то объект может быть расположен в правой трети (не забыли про правило третей-), и наоборот.

Еще одно замечание касательно направления взгляда (особенно важно при фотографировании детей). Если человек на снимке смотрит направо, то он производит впечатление заглядывающего в будущее или смотрящего вперед, а если налево - то, наоборот, оглядывается, как бы смотря в прошлое. Кстати, фотографии памятника, приведенные выше, сделаны с площадки перед монументом, а значит, такое направление было намеренно задумано архитектором.

Здание во времени Раз уж мы затронули "детскую" тему, то приведем еще одно полезное наблюдение из этой области. Если помните, то, говоря о композиции кадра, мы говорили о силе и ярко выраженной эмоциональности диагональных линий. Так вот, если линия направлена из верхнего левого угла в правый нижний, то она воспринимается зрителем как минорная и пессимистичная, если же наоборот (из левого нижнего угла в правый верхний), то придает снимку оптимистичный и позитивный характер. Не забывайте об этом, фотографируя детей.

Еще одним действенным способом отразить движение на статичных снимках является съемка последовательного ряда кадров, что позволяет запечатлеть движение времени. Примеров подобных сюжетов можно привести немало - это один и тот же пейзаж, сфотографированный в разное время дня (месяца, года, сезона и т.п.), процесс распускания цветка и т.д. Учитывая изменчивость окружающего мира, это занятие может оказаться очень увлекательным. Правда, заметим, что любители зачастую пренебрегают таким способом съемки. И зря, ведь у него есть огромная практическая польза.

Предположим, вы захотели сфотографировать какой-либо красивый сюжет (пейзаж, здание - не суть важно что). Что вы делаете? Берете камеру, идете на место съемки и фотографируете? И вот здесь вы не правы. Тот же профессионал, используя свой опыт, подумает о том, когда лучше сделать снимок - утром, днем или вечером, в солнечную или пасмурную погоду - в общем, прокрутит в голове все возможные варианты и выберет из них самый оптимальный. Ну а поскольку мы не обладаем богатым фотографическим опытом, то лучше сделать много снимков (в разное время, разумеется) и выбрать потом из них лучший.

"Звездные россыпи"

Ну а теперь давайте попробуем сфотографировать, с одной стороны, сложный и в то же время достаточно простой в практическом исполнении динамичный сюжет - салют (или фейерверк). Подобные шоу нынче проводятся довольно часто, поэтому, думаем, возможность попрактиковаться у вас будет. Почему сложный? Да потому, что если пытаться делать снимки, что называется, "в лоб", то, к сожалению, ничего хорошего не получается. Так, выставив камеру на автомат, мы сделали несколько десятков снимков, но, увы, подавляющее большинство кадров оказалось испорченным. На фотографиях были запечатлены либо темное небо, либо начало разрыва ракеты, либо уже затухающие искры.

Фейерверк Проблема состоит в том, что, во-первых, нам неизвестно точное место очередной "вспышки", во-вторых, мы не успеваем навести камеру, сфокусироваться и нажать кнопку спуска затвора. Первую задачу можно легко решить, установив максимально возможное разрешение снимка и взяв в рамку видоискателя (или дисплея) более широкий диапазон пространства, где предполагаются разрывы ракет (ненужное потом на компьютере можно будет легко "отрезать"). Теперь давайте немного поиграем с настройками. Если с автоматическим выбором диафрагмы еще можно согласиться, то значение выдержки можно и нужно варьировать. Поэтому откажемся от "полного автомата" и попробуем настроить все самостоятельно. Возьмем выдержку побольше (если позволяют возможности камеры), что позволит нам нажимать на кнопку до начала разрыва ракеты и тем самым фиксировать полный цикл. Либо снять несколько залпов.

По идее, на этом можно было закончить, но мы решили продолжить эксперимент. В большинстве случаев шоу происходит на значительном расстоянии от фотоаппарата, и поэтому при наличии ручной фокусировки ею можно воспользоваться - безболезненно устанавливаем расстояние на бесконечность. Это позволит увеличить "скорострельность" и сэкономить драгоценное время - теперь фотоаппарат не будет "задумываться" над фокусировкой. Диафрагма в тех же пределах (F8, F11, F16 - в зависимости от возможностей камеры), выдержку будем уменьшать до 1-2 секунд. Все-таки хочется запечатлеть одиночные или двойные залпы во всей красе (то есть от вспышки до затухания).

Фейерверк Не будем продолжать, а сразу сделаем очевидный вывод - не стоит слепо доверять автоматике фотоаппарата, лучше поставить ее себе "на службу". Стоит проявить немного изобретательности и даже авантюризма, и вы получите не только красивые, но и неожиданные снимки.

Кстати, большинство профессиональных снимков фейерверков, которые вы, возможно, видели в фотожурналах, сделаны методом мультиэкспозиции. Его суть состоит в том, что устанавливается ручная выдержка и затвор держится открытым сколь угодно долго (в промежутках между вспышками объектив обычно закрывается листом черного картона). Но поскольку эта функция не встречается в любительских камерах, о которых мы говорим, то этот способ рассматриваться не будет. Хотя у нас в арсенале есть еще компьютер, который позволяет сделать практически то же самое, и об этом мы в свое время расскажем. Приведенные снимки намеренно не подвергались редактированию, и на некоторых их них вы можете заметить огрехи (например, последствия "шевеленки", проявляющейся при длительных выдержках).

Фейерверк И в заключение одно небольшое замечание, касающееся выбора диафрагмы. Если вы хотите получить максимально четкие снимки, то мы настоятельно не рекомендуем использовать самые крайние значения этого параметра (если в этом нет острой необходимости). Дело в том, что, проектируя фотоаппарат, разработчик балансирует между функциональностью и ценой и частенько допускает небольшие искажения для крайних значений диафрагмы. Разумеется, они находятся в рамках, но все же иногда заметны. Так что лучше отступить одно-два деления, и проблем не возникнет.

Фотограф или охотник?

Съемка динамичных сюжетов делает фотографа похожим на охотника. И в этом нет ничего странного, поскольку оба этих занятия преследуют одну и ту же цель - выбрать правильный момент времени и нажать на кнопку (или курок). И от точности выбора, как вы смогли убедиться, зависит конечный результат. Ведь хочется запечатлеть самые прекрасные мгновения жизни, а это очень нелегко. Впрочем, думаем, вышеприведенного материала вполне достаточно, чтобы освоить съемку движущихся объектов, ну а за все остальное в ответе практика и, конечно же, ваша находчивость. На наш взгляд, мало таких сюжетов, которые невозможно зафиксировать. И поэтому можно посоветовать только одно: если что-либо двигается - фотографируйте.

Фейерверк На этом тему съемки динамичных сюжетов можно считать исчерпанной. В следующей статье вас ждет знакомство с необычными видами съемки. Назвав их необычными, мы, конечно, погорячились, ведь для многих фотографов съемка объектов с близкого расстояния (макросъемка) или создание масштабных ландшафтов необычного формата (панорамная съемка) является обыденным занятием. И это самое важное преимущество фотографии - каждый может найти здесь свою нишу и успешно использовать ее на благо себе и другим людям.

Продолжение следует...



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты