16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Заметки фотографа-любителя. Часть 10

02.09.2007

PalMan

Настоящий мир - наилучший. В. Лейбниц

От мини до макси, или в поисках необычного

Бабочка

Порой в жизни фотографа наступают тоскливые дни - все, что может быть сфотографировано, уже снято, все ракурсы испробованы, окрестности исхожены вдоль и поперек, родственники, друзья, да и просто знакомые давно запечатлены в цифре... Да и вообще, погода мерзкая и противная. Профессионалы обычно именуют это состояние творческим кризисом. Бесспорно, неприятное чувство, и общеизвестным лекарством является путешествие (прогулка, поход, полет и т.д.) в места, где вы до сих пор не бывали. Новые впечатления являются главным источником "пищи" для вашей цифровой камеры - это непреложный факт.

Впрочем, нет такой ситуации, из которой не было бы выхода, и на этот, без всякого сомнения, "черный" день мы хотим предложить несколько вариантов действия. Ведь сидеть, уставившись в окно в надежде, что муза снизойдет на вас, по меньшей мере, глупо. Надо действовать. Первый способ - заняться осознанным поиском сюжета, для чего необходима разве что ваша внимательность и желание видеть необычное в обыденных вещах. Второе - попытаться задействовать по полной все возможности фотоаппарата. Мы уже неоднократно говорили о том, что чаще всего фотограф-любитель использует несколько основных режимов камеры, все же остальное так и остается тайной за семью печатями. Поэтому мы решили вкратце рассказать вам о не совсем обычных видах съемки. Не волнуйтесь, для этого понадобится всего лишь ваша цифровая камера и немного смекалки.

Божья коровка на цветке

"Муки творчества"

Думаем, ситуация, когда отсутствуют интересные сюжеты для съемки и, как следствие, угасает интерес к фотографии, периодически случается со многими. Поэтому мы позволим себе дать несколько практических рекомендаций по поиску той самой заветной "искры", превращающей гадкого утенка в прекрасного лебедя. Мы отдаем себе отчет, что подавляющее большинство любителей ограничено во времени и пространстве (работа, семья, домашние дела и т.д.), и возможности для съемки не так широки, как хотелось бы. Но давайте попробуем поискать свежие идеи.

Для начала необходимо выработать направление мыслей, поскольку, как мы убедились, обычная прогулка с поиском чего-нибудь занятного редко дает эффект. Другими словами, нужно определиться, что мы хотим фотографировать. Начнем. Деревья, цветы, автомобили, люди, строения и т.д. - пока что неинтересно, не правда ли? Давайте конкретизируем - окна, двери, граффити на стенах, номера домов или машин, определенные цветовые или графические комбинации и узоры, дорожные знаки... Уже теплее. И так до тех пор, пока вы не найдете свою нишу, которая вам покажется любопытной. Попробуйте ответить на вопрос - помните ли "выражение лица" у памятника, мимо которого проходите каждый день, или содержание рекламных щитов вездесущих сотовых операторов? А сколько можно увидеть интересных барельефов на зданиях или металлических виньеток на мостах.

Интересные темы

Точно такие же идеи можно найти и дома. Коллекция старинных монет, марок, авторучек, спичечных этикеток, карандашей может стать прекрасным сюжетом для съемки. Наверняка, у каждого дома есть что-либо в таком духе. Думаем, идею вы поняли - во-первых, выбираем определенный объект (разумеется, он должен быть зрительно интересным), и потом ищем его и фотографируем, пока не получим моральное удовлетворение и интересные кадры. Ничего хорошего не вышло, не беда, меняем сюжет - и снова вперед. Как долго (час, день, месяц и т.д.) разрабатывать конкретный сюжет, решать вам, но мы хотим обратить внимание на положительные моменты такого подхода. В первую очередь, развивается ваша наблюдательность, во-вторых, повышается уровень мастерства, ну и, наконец, вы с пользой проводите время! Так что возможности на самом деле неограниченны, главное - воспользоваться ими.

Остается только добавить, что если вы найдете свою "золотую жилу", то будете уверенно чувствовать себя и в новых местах. Зачем фотографировать дома или природу, когда можно запечатлеть "изюминки", которые другой человек просто не заметит.

Кактус

Мир глазами лилипута

Если вы определились со своими идеями, и, к примеру, обнаружили, что они лежат в области средних и мелких объектов (жучки-паучки, пестики-тычинки, монеты-драгоценности и т.п.), то впору обратиться к способу съемки таких миниатюрных предметов. Это макросъемка. В эпоху пленочной фотографии она была уделом избранных, сегодня же, с развитием "цифры", эти возможности доступны каждому. Мы не будем разбирать численные характеристики макрорежима, они у каждой камеры свои (масштаб от 1:1 до 1:20, минимальное расстояние съемки от 0 до 10 см и т.д.), на данном этапе это неважно, главное, что он существует в подавляющем большинстве современных цифровых камер. Если вас гложет любопытство и вы хотите оценить "макропотенциал" камеры, то возьмите обычную школьную линейку и попробуйте ее сфотографировать с самого близкого расстояния (но чтобы снимок был резким).

Как мы уже сказали, особенностью макросъемки является возможность фотографирования с очень близкого расстояния, но при этом аппарат способен решить две необходимых нам задачи. Во-первых, достигается приемлемая глубина резкости, во-вторых, объект отделяется от фона (здесь следует сделать маленькое замечание: в современных камерах может быть несколько макрорежимов, поэтому последнее правило иногда имеет исключения). А следовательно, мы можем запечатлеть на снимке предметы, которые в повседневной жизни практически незаметны или не видны. Ведь в процессе макросъемки полученное изображение объекта больше его реальных размеров.

Панорама природы по кадрам

В принципе, этот вид съемки ничем не отличается от обычной съемки (та же последовательность действий), но имеет ряд особенностей. В первую очередь, стоит обратить самое пристальное внимание на фокусировку. Определенная глубина резкости, конечно, есть, но в этом режиме ее на несколько планов просто не хватит. Да что там планов, в некоторых случаях даже не хватает на один объект (правило простое - чем больше увеличение, тем меньше глубина резкости). Поэтому "хватайте" в фокус самое важное. А если объект движется (стрекоза, бабочка и т.п.), то лучше и вовсе перейти на ручной режим фокусировки.

Второй важный момент - освещенность. Если в предыдущих статьях мы говорили о том, что солнце в зените противопоказано при съемке портретов и ландшафтов, то в данном случае все как раз наоборот. Чем больше света, тем лучше. И даже можно снимать в контровом освещении (против солнца), такой ракурс позволяет подчеркнуть детали объектов. Также не следует пренебрегать вспышкой, стремясь к увеличению глубины резкости (ведь так хочется зафиксировать мельчайшие детали объекта), вам придется снимать с маленькими диафрагмами, что приведет к выбору длительных выдержек. Вспышка в данной ситуации - лучший способ избавиться от "шевеленки", она легко "заморозит" объект.

И последнее. Не отчаивайтесь, если первые результаты вас разочаруют. Так сначала бывает у всех, а опыт приходит со временем. Цифровая камера обладает практически неограниченным "боекомплектом", так что пользуйтесь этим обстоятельством. Поверьте, один удачный кадр из десяти - это великолепный результат для макросъемки. Вот вам и новые сюжеты, которые можно получить, всего лишь приблизившись к объекту съемки с вашей камерой.

"Мозаика" пространства

Что касается панорамной съемки, то ее смысл в некотором роде противоположен макросъемке. В этом случае мы хотим сфотографировать область окружающего пространства, которую в обычном режиме наш объектив захватить не может. Конечно, можно отойти немного дальше, и тогда, возможно, все войдет в кадр, но, сами понимаете, многие объекты станут мелкими и неразличимыми. К тому же, как известно, угол поля зрения человека составляет 40-50 градусов, панорамный же снимок практически не ограничен и может иметь более широкий обзор, вплоть до полного круга - 360 градусов.

Панорама природы

Поэтому первым преимуществом панорамной съемки является возможность захватить гораздо больше пространства в кадр, чем можно увидеть невооруженным глазом. Во-вторых, она позволяет придать новизну и необычность многим сюжетам, которые в классическом формате смотрятся не столь эффектно. Ну и, наконец, третий плюс - это абсолютно бесплатное повышение разрешения снимков. Так, если совместить горизонтальную и вертикальную панораму, то результирующий кадр может быть сравним со снимком 10, 20... да сколько хотите мегапиксельной камеры (кстати, встречающиеся в Интернете карты местности с гигантским разрешением сделаны именно таким способом).

По идее, под панорамной съемкой понимается съемка серии перекрывающихся (это важно!) кадров для последующего объединения их в одно панорамное изображение. Несмотря на такое сложное определение, этот процесс не столь трудоемок, как это кажется, но очень увлекателен. Фактически создание панорамы состоит из двух этапов - это собственно съемка отдельных кадров и их объединение на компьютере. Так уж сложилось, что большей популярностью пользуются горизонтальные панорамы (идеальный вариант для съемки пространных пейзажей), поэтому о них мы и будем говорить. Но, разумеется, все нижесказанное будет справедливо и по отношению к вертикальным панорамам.

Остановимся более подробно на первом этапе. В принципе, все достаточно просто - необходимо последовательно снять несколько кадров, но при этом желательно соблюсти ряд условий, дабы впоследствии процесс "сшивки" панорамы прошел максимально гладко. Во-первых, каждый кадр должен перекрывать соседний приблизительно на 30-50%. Второй момент - в зоне перекрытия не должны находиться какие-либо движущиеся объекты (правильно состыковать такие кадры практически невозможно). Также не следует объединять изображения, в которых присутствуют ярко выраженные различные планы (например, близлежащие и отдаленные объекты), при стыковке могут появиться значительные искажения и деформации объектов. Сложно поддаются обработке и прямолинейные объекты, поэтому придется либо их исключить из панорамы, либо постараться вместить в рамки одного из кадров.

Река и деревья

Непосредственно при съемке нужно минимизировать вертикальные движения камеры - можно установить камеру на какой-либо устойчивый предмет, опереться, присесть и т.п. Конечно же, полностью избежать сдвига не удастся, но это и не требуется, разница в 10-15% от высоты снимка легко нивелируется в графическом редакторе. Обращаем внимание, что при съемке пейзажей нет необходимости в перемещении камеры параллельно снимаемой сцене (это правило придется выполнять только при съемке с близкого расстояния), нужно просто поворачиваться вокруг своей оси вместе с камерой. Еще один немаловажный нюанс - все кадры панорамы должны быть с одинаковыми параметрами (диафрагма, выдержка, баланс белого, фокус и т.д.). Думаем, понятно почему, впоследствии все кадры будут объединены в одну большую фотографию, и какие-либо несоответствия могут испортить все дело.

Что касается композиционных правил построения горизонтальной панорамы, то лучшим вариантом будет размещение по краям снимка каких-либо вертикальных или "массивных" объектов. То есть, особое внимание самым крайним, левому и правому кадру. Такой подход способствует гармоничному восприятию фотографии и не будет уводить зрителя за пределы снимка. Содержание промежуточных кадров не столь принципиально. Хотя в некоторых случаях можно обойтись и одним "сильным" объектом, расположенным на одной из границ панорамы либо в ее середине.

Река и деревья

И еще, еще...

Возможности современного цифрового фотоаппарата практически неисчерпаемы, и если их правильно использовать, можно получить немало интересных кадров. Но не стоит расстраиваться из-за отсутствия какой-либо функции в вашей камере. Ну, скажем, отсутствие панорамного режима не может служить поводом для печали. Он всего-то и может, что выводить на дисплее предыдущий кадр, помогая тем самым лучше совместить их последовательность. Не беда, задаемся на местности ориентирами (деревце, холмик, облачко и т.д.), за них "цепляемся" и получаем столь же совершенную панораму.

Бывает и противоположная ситуация - в фотоаппарате огромное количество режимов, и вы не знаете, как их использовать. Возьмем, например, имеющийся в любой современной камере режим серийной съемки. На первый взгляд, вещь бесполезная (ну зачем нам снимать по 2-4 кадра в секунду), однако в некоторых ситуациях существенно помогает. Сможете ли вы сфотографировать мяч, летящий в ворота, проносящийся мимо автомобиль, застывшего в прыжке ребенка и т.п. "мгновенные" сюжеты? Вряд ли. А, включив режим серийной съемки, вы справитесь с таким кадром без особых хлопот. Включаете этот режим, наводитесь на предполагаемое место события, нажимаете на кнопку спуска затвора и держите ее нажатой до тех пор, пока это событие не произошло. Несомненно, потом придется выбирать из вороха кадров тот самый, заветный, и 99% снятого уйдет в "мусор", но согласитесь, что это намного проще, чем пытаться "поймать" нужный кадр вручную.

Приводить подобные примеры можно долго, но не будем этого делать, оставим и вам простор для творческого поиска. Однако не можем не задержаться на одной любопытной функции цифровых камер, которая у многих вызывает неподдельный интерес - это съемка видео. Несмотря на заманчивую возможность использовать фотоаппарат в качестве видеокамеры, мы все же склонны считать ее дополнительной и даже декоративной функцией. В подавляющем большинстве современных цифровых фотокамер параметры видеосъемки откровенно слабы: разрешение составляет 320х240 пикселей, частота 15 кадров в секунду, управление трансфокатором заблокировано, фокусировка производится по первому кадру, время записи ограничено, сильная зависимость от условий освещения и т.д. Подобный подход объясняется техническими возможностями используемых компонентов и, что самое главное, назначением устройства.

Поэтому не стоит считать, что наличие этой функции позволит вам отказаться от "нормальной" видеокамеры. Даже самый сверхсовременный фотоаппарат не способен на равных конкурировать с недорогой любительской видеокамерой. Последняя к тому же более удобна в использовании при съемке видео. Так что вывод очевиден: для периодической съемки небольших видеороликов - да, но для более серьезных задач функция съемки видео однозначно не годится. Но, как известно, одной из особенностей нынешнего этапа развития цифровых камер любительского класса является постоянное улучшение их функциональности, и когда-нибудь придет тот день, когда эта возможность станет действительно полезной и удобной.

Цветок

От съемки к обработке

Что ж, позвольте на этом считать разговор о практическом использовании цифровой камеры законченным. Надеемся, что изложенный в наших статьях материал вам пригодился и натолкнул на собственные идеи, мысли, оригинальные решения и... отличные снимки. Нам бы этого очень хотелось бы. Безусловно, отдельные моменты остались нерассмотренными, но мы и не ставили перед собой цель охватить все. Да и, наверное, это невозможно. Как мы уже говорили, имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит. Основа есть, а дальше мы предлагаем вам отправиться в собственное плавание и открыть для себя новые возможности вашего цифрового друга.

Однако на этом наш цикл не закончен. Цифровая фотография немыслима без обработки снимков на персональном компьютере, и мы хотим познакомить вас с этим удивительным миром, в котором возможно абсолютно все. Третий, заключительный, раздел цикла будет всецело посвящен компьютерной обработке фотоснимков, но отставлять в сторону камеру мы не советуем - она нам еще пригодится. И в очередной раз напомним - фотографируйте, фотографируйте, фотографируйте, ведь единственным критерием истины является только практика.

Продолжение следует...



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты