16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Заметки фотографа-любителя. Часть 8

01.07.2007

PalMan

Все течет, ничего не стоит на месте.
Гераклит

Движение - это жизнь

Композиция, экспозиция, фокусировка... Вы, наверное, уже заметили, что эти составляющие успешного снимка не являются обособленными, а весьма тесно связаны между собой. И чем дальше мы продвигаемся, тем более очевидной становится эта взаимосвязь. Говоря в предыдущих статьях о том, что фотограф должен выполнить только несколько несложных действий: скомпоновать кадр, установить фокус, диафрагму, выдержку и нажать на кнопку спуска затвора (в автоматических режимах и того меньше), мы немного слукавили. Да, число шагов действительно невелико, но их роль в конечном результате просто огромна. Думаем, вы уже на собственном опыте смогли убедиться, что ошибка на толику "делений" (миллиметров, миллисекунд и т.д.) любого из этих параметров способна испортить кадр. Конечно, отдельные моменты впоследствии можно (и нужно) подправить в графическом редакторе, но все же давайте стремиться к тому, чтобы максимально исключить "внешнее вмешательство".

С другой стороны, часто в фотографической практике встречаются ситуации, когда автоматические режимы не позволяют получить требуемый результат даже теоретически. Самый яркий пример - это динамичные сюжеты. Фотография способна запечатлеть лишь мгновение, а большинство предметов, окружающих нас, находятся в постоянном движении. Заметьте, что не только люди и машины, а почти весь окружающий мир (ветви деревьев, река, жучки-паучки и т.д.) не являются статичными. И в таких условиях зачастую целью фокусировки, как это ни странно, не является получение максимально резкого снимка. Ведь выхваченный из жизни миг может выглядеть нелепо и не передавать динамику ситуации. А раз нет динамики, значит, нет и жизни, следовательно, такой снимок нельзя считать хорошим.

Разумеется, съемка динамичных сюжетов более сложна в реализации, но полученные снимки выглядят более эффектно, привлекательно и реалистично. И раз уж мы решили "выжать" из нашего цифрового друга максимум возможного, то давайте попробуем освоить и эту область практической фотографии.

Одна голова хорошо, а две лучше

Перед тем как перейти непосредственно к съемке движущихся объектов, мы хотим рассмотреть еще один небольшой вопрос, имеющий непосредственное отношение к нашей теме. Возможно, вы обратили внимание на наличие в вашей камере режимов приоритета выдержки и диафрагмы и... забыли о них до лучших времен. Эта "штука" донельзя полезная, и мы хотим вам рассказать почему.

Любительская фотографияКак мы уже говорили, правильная экспозиция кадра определяется комбинацией двух параметров: выдержки и диафрагмы. Современная автоматика, на наш взгляд, оправдывает свое предназначение и позволяет сделать правильный с точки зрения экспозиции кадр. Но, заметьте, она не знает о том, что и как мы хотим снять. Следствием этого обычно являются технически правильные, но безжизненные кадры, что вполне закономерно, ведь автоматика все приводит к некоему среднему. Однако давайте попытаемся изменить мнение камеры или, точнее, подстроить его под наши нужды.

Представим себе отвлеченный фотоаппарат, диапазон выдержек которого составляет 1/400-1/25 секунды, а диапазон диафрагменных чисел F3,2-F8. Логично предположить, что для попадания на матрицу одного и того же количество света может существовать некоторое (ограниченное) число комбинаций выдержки и диафрагмы. С точки зрения экспозиции они дают абсолютно одинаковый результат (имеется в виду освещенность снимка), но если принимать во внимание и другие характеристики снимка, то результаты могут отличаться очень серьезно. К чему приводит изменение диафрагмы, мы уже говорили в предыдущей статье (меняется глубина резкости). Что же касается выдержки, то, варьируя ею, как раз-таки и можно управлять динамикой кадра. Подробней об этом мы расскажем чуть ниже, а пока остановимся на сути этих двух режимов.

Любительская фотографияИтак, режим приоритета диафрагмы. Он позволяет нам самостоятельно выбрать диафрагменное число, выдержку же на основании замера и вашего выбора диафрагмы установит камера. Настроив диафрагму, направляем камеру на объект и до половины нажимаем кнопку спуска, чтобы камера установила фокус и экспозицию, как в автоматическом режиме. Однако в данном случае камера фиксирует выбранный вами размер диафрагмы и подбирает под него такую выдержку, которая позволяет получить правильную экспозицию. Использование этого режима дает возможность гибкого управления фокусировкой, то есть фотограф самостоятельно определяет, что в кадре будет резким, а что размыто. В режиме приоритета выдержки все наоборот - выдержка устанавливается вручную, и под нее камера автоматически подбирает диафрагму (в зависимости от освещенности).

Несколько замечаний об использовании этих режимов. Во-первых, помните, что у вас в руках цифровая камера, и вы ничего не теряете (кроме времени, конечно). В то же время на дисплее обычно подсвечиваются соответствующие значения выдержки и диафрагмы, да и выводимая картинка будущего кадра позволяет создать хотя бы общее впечатление о том, что получится в итоге. Второй момент - не стоит забывать о полезных возможностях камеры. Так, практически в любом ручном или полуавтоматическом режиме работы можно воспользоваться подсказками фотоаппарата. Этот механизм может быть реализован самым различным образом (в зависимости от производителя и модели), но суть одна - аппарат подсказывает оптимальные, на его взгляд, настройки (цветом, звуковым сигналом, сообщением на дисплее и т.д.).

Любительская фотографияИ даже больше - фотоаппарат может поправить вас, если вы ошиблись. Ведь теоретически мы должны получить одну и ту же экспозицию, независимо от того, какую выдержку или диафрагму выбрали, поскольку после того как мы меняем значение одного параметра, камера автоматически меняет другой. Но из таблицы очень хорошо видно, что при определенных условиях варьировать просто нечем - диапазон изменения размеров диафрагмы и выдержки ограничен. Поэтому камера может оказаться не в состоянии подобрать правильную экспозицию для выбранного вами значения выдержки или диафрагмы. К примеру, вы фотографируете при недостатке освещения и хотите установить максимально короткую выдержку. Включив функцию помощи (к примеру, у нас она называется "программный сдвиг"), вы можете установить сколь угодно малую выдержку, но камера подкорректирует вас, установив значение, при котором гарантированно получится правильный снимок. Возможно, нужного эффекта вы и не достигнете, но, по крайней мере, кадр спасете.

Есть только миг...

На наш взгляд, режимы приоритета выдержки или диафрагмы - оптимальный путь ухода от "полного автомата". И мы не случайно столь подробно их рассмотрели, режим приоритета диафрагмы позволит вам самостоятельно, не полагаясь на электронику камеры, управлять глубиной резкости, ну а режим приоритета выдержки - это как раз то, что пригодится при воссоздании движения в кадре.

Любительская фотографияКак мы уже сказали, в кадре может двигаться все, что угодно (зачастую исправить результат этого движения потом уже невозможно), и поэтому рассмотрим возможные способы съемки двигающихся объектов. Их всего три, но, подбирая для каждой ситуации различные параметры и комбинируя способы, можно получить самые разнообразные результаты. Мы же заострим внимание на основах, это "застывшее движение", "длительная выдержка" и "проводка". Эти названия достаточно условны, но, на наш взгляд, удачно отражают суть способов (в литературе вы можете встретить и другие названия). Начнем с первого.

Для съемки движущихся объектов многие фотографы предпочитают использовать короткую выдержку и фактически "заморозить" все следы движения. Пожалуй, это самый простой способ получить отличный результат, но, увы, чаще всего снимок хорош лишь с технической стороны, в творческом плане он обычно скучен и стандартен. Главный его недостаток - он не отражает движение (о том, что оно присутствует, люди обычно лишь догадываются). Но все же есть ситуации, когда "застывшее движение" позволяет очень точно передать динамику кадра. Или вообще невозможно другим способом сфотографировать объект, двигающийся с очень большой скоростью.

Любительская фотографияК примеру, такими объектами могут быть летящий самолет, прыгающий мяч, прыгающие с берега в реку ребятишки и т.п. Всем понятно, что эти объекты не просто зависли в воздухе, они не могут долго находиться в таком положении, следовательно, они двигаются. Для успешной реализации этого метода съемки необходимо использовать максимально короткие выдержки (не в ущерб экспозиции и глубине резкости, конечно). Еще одна область применения этого способа - это съемка спортивных состязаний.

Обычно при подобной съемке самым главным "камнем преткновения" является фокусировка. Объект-то движется, расстояние до него постоянно меняется, и сфокусироваться довольно сложно. Но возможно. В первую очередь, желательно включить в фотоаппарате непрерывный режим фокусировки, который подразумевает постоянную автоматическую подстройку фокуса (камера непрерывно фокусируется на объект, на который она наведена). Разумеется, в таком режиме энергия батарей расходуется чуть быстрее, но зато больше вероятность, что вы не пропустите хороший кадр. Для съемки же статичных сцен вполне подойдет и покадровый режим фокусировки, когда камера фокусируется только при наполовину нажатой кнопке спуска затвора.

Любительская фотографияНо и это не панацея, автофокус может просто не успевать за движением объекта, и тогда остается пойти хитрым путем: заранее сфокусироваться на точке, через которую, как вы предполагаете, будет двигаться ваш объект (так называемая опережающая фокусировка). Теперь остается только дождаться того момента, когда объект приблизится, и нажать кнопку затвора на несколько мгновений раньше того, как он достигнет намеченной вами точки. Последнее очень важно, ведь объект движется. Сфокусироваться можно либо вручную, либо установив фокус по другому объекту, который находится на том же расстоянии от камеры. Еще одна подсказка: лучше всего быстро движущиеся объекты фотографировать на поворотах и других участках, где движение замедляется, - там скорость ниже, а соответственно и выше вероятность получить хороший кадр.

Использование коротких выдержек позволяет добиться еще одного интересного эффекта - на снимке возможно запечатлеть то, что не может разглядеть глаз человека. Ну, скажем, та же вода. Глядя на струю фонтана, мы обычно не воспринимаем ее как поток частиц, то есть капелек, для нас это сплошной поток. Однако на самом деле это не так. Выше мы уже приводили пару фотографий фонтанчика, и на нижнем снимке очень хорошо видно, что струя формируется как раз-таки капельками.

Движение как оно есть

Любительская фотографияНо все же давайте попробуем показать движение. Как мы уже сказали, существует два основных способа, намеренно привносящих некоторую размытость в снимок, - "длительная выдержка" (размытый объект и резкий фон) и "проводка" (резкий объект и размытый фон). По идее, возможен еще один вариант, когда размыты как фон, так и объект. Ну, его мы сразу отклоняем, отдельные творческие личности пользуются, но на наш взгляд, подобные снимки очень сложны в реализации, да и трактовать их однозначно непросто.

Итак, перейдем от коротких выдержек, позволяющих остановить мгновение, к длинным. Что получится в результате, догадаться несложно - фон остается резким, а объект размывается. Техника такого снимка очень проста: необходимо использовать длительную выдержку и не передвигать камеру. Насколько длительную, придется решать в зависимости от ситуации, все зависит от условий съемки (в частности, освещения) и скорости движения объекта. Правило здесь простое: чем больше выдержка, тем более размытыми получаются объекты, а при достаточно больших выдержках они и вовсе превращаются в наборы линий и завитков. Сразу заметим, что могут получиться неожиданные и непредсказуемые результаты, что объясняется зависимостью от многих факторов (величина выдержки, уровень освещения, количество объектов и скорость их движения, время суток и т.д.). И это, на наш взгляд, очень здорово, можно получить единственные и неповторимые в своем роде снимки.

Кстати, съемка с длительной выдержкой иногда является вынужденной мерой. К примеру, если вы когда-либо пробовали снять действо, происходящее на цирковой арене или театральных подмостках, то наверняка убедились, что получить хороший кадр очень сложно. Освещение слабое или вообще непонятной природы, движения артистов быстрые и резкие. Поэтому не остается ничего другого, как установить выдержку побольше и много снимать (снова поем хвалу цифровой камере, обладающей неограниченным количеством кадров). Разумеется, большая часть кадров будет испорчена, но зато отдельные снимки, возможно, принесут удовлетворение.

Любительская фотографияИли съемка ночью - у вас просто нет другого выбора. Не удивляйтесь, что в таких условиях могут двигаться даже "портреты". Впрочем, там, где есть ночь и яркие движущиеся огни, можно получить удивительные по своей красоте кадры: движущиеся автомобили оставляют на снимке только эффектные желтые или красные полосы от фар, переливающиеся рекламные плакаты и неоновая реклама создают загадочные световые картины, детская карусель предстает в образе феерического праздника цвета и т.д. А все дело в достаточно длительной выдержке, которая может достигать нескольких секунд. За это время движущиеся объекты успевают изменить свое местоположение на десятки-сотни метров (нетрудно посчитать, что при скорости движения 60 км/ч автомобиль проезжает за 1 секунду около 15 метров), что и приводит к появлению таких причудливых картин.

И снова о пользе практики

Думаем, вы убедились, что большое значение при съемке динамичных сцен имеет практика фотографа. Важно в нужное время нажать на кнопку спуска затвора, чтобы запечатлеть миг, который вам необходим. Если раньше или позже, то это провал, то есть испорченный кадр. Здесь следует принимать во внимание два фактора. Первый - это инерционность камеры: даже если вы вовремя нажмете кнопку спуска затвора, еще не факт, что в кадре будет то, что задумано. От нажатия кнопки до открытия затвора обычно проходит некоторое время, а это в данном случае очень критично. Второе - это понимание процесса движения. Большинство предметов двигаются не хаотично, а по определенным законам, то есть известны траектория движения, скорость и другие особенности. И знание их позволяет заранее подготовиться к съемке (настроить фокус, экспозицию и др. параметры), а в нужный момент нажать кнопку. Пробовать, пробовать и еще раз пробовать - вот одно из "золотых правил" хорошего кадра.

Ну а мы пока прервемся, продолжим наш разговор о способах съемки движущихся объектов в следующий раз. Впереди разговор о съемке с проводкой, также мы попробуем найти динамику в абсолютно статичных на первый взгляд кадрах и обсудим особенности съемки некоторых специфических событий. И вы не останавливайтесь на достигнутом, ведь движение - это жизнь.

Продолжение следует...



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты