16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Звуковая карта Diamond Monster Sound MX400

02.03.2000

Фирма Diamond Multimedia была одной из первых, кто начал выпускать звуковые карты с 3D-звуком. Серия по тем временам необычных PCI-карт получила имя Monster Sound.

Изначально платы делались на чипах Aureal. И пиком серии Monster Sound стала звуковая карта MX300, очень известная в России. Время жизни звуковых карт пока еще очень велико, и выпускать что-то новое, когда есть MX300, не было смысла. Но плохие дела у фирмы Aureal и хорошо раскрученная марка сподвигли сотрудников Diamond Multimedia на выпуск звуковой карты MX400, логического продолжения MX300, но уже на чипах другой фирмы v ESS.

Как и все современные звуковые карты, MX400 использует PCI-шину. Печатная плата имеет стандартный для всех изделий Diamond зеленый цвет. Пожалуй, цвет печатной платы v единственная стандартная вещь этой звуковой карты, по крайней мере ее внешнего исполнения.

На плате распаян аналоговый вход с CD-ROM, вход для подключения телефона/модема, выход на PC-спикер. Чуть пониже его расположены контакты для подключения звуковой карты к материнским платам через PC/PCI-шнур. Это необходимо для владельцев старых компьютеров и на сегодняшний день практически не используется. У края платы расположен унаследованный от MX300 разъем для подключения внешних устройств, или дочерних плат. Только теперь его имя v RioPort. Служит он для подключения дочерней платы Rio PC Upgrade, имеющей аппаратное воспроизведение MP3-файлов и FM-тюнер. О совместимости дочерних плат от MX300 и MX400 говорить не будем.

Задняя панелька выкрашена в черный цвет. Это v несомненный плюс, так как необычный цвет выделяет MX400 из других, установленных в компьютере, плат расширения. На панельке установлены разъем для подключения джойстика, или MIDI-клавиатуры, выходы на передние и задние колонки, линейный и микрофонный вход, а также SPDIF-выход. По традиции, Diamond использовал все те же металлические контакты, только, в отличие от MX300, они не позолоченные.

Свободного места возле разъема для подключения CD-ROM на плате вполне достаточно, чтобы поставить еще какой-нибудь штекер, но, видно, не судьба.

В данной плате поражает абсолютное отсутствие SPDIF-входа для подключения DVD-ROM или CD-ROM. Возможно, он должен подключаться к MX400 через дочернюю плату, но это уже дополнительные деньги. А эта звуковая карта к классу дорогих не относится.

На MX400 установлен чип ESS Canyon3D и AC97 кодек от ESS ES1921.

На задней стенке карты никаких элементов нет.

В целом исполнение карты неплохое. Более качественные контакты на задней панельке черного цвета, RioPort, v все это выделяет MX400 из множества других карт на витрине.

Характеристики

Как писалось выше, на плате установлен чип ESS Canyon3D.

Чип этот, как можно догадаться, сделан компанией ESS, которая нам известна больше по очень дешевым и некачественным чипам ESS1868. Не побоюсь сказать, что Canyon3D v один из лучших (если не самый лучший) чип фирмы ESS. Canyon3D v более продвинутый не только по сравнению с другими ESS, но и с чипами Yamaha YMF 7x4, Vortex AU8810 и различными Crystal'ами. Убедиться в этом легко, если посмотреть на заявленные характеристики:

Плата

  • Шина: PCI 2.1
  • Процессор: 32-битный чип ESS ES1970S-3D Canyon3D
  • Кодек: Quad AC'97 2.1 совместимый ESS ES1921
  • ЦАП: 18-бит
  • Частоты дискретизации: до 48 КГц запись/воспроизведение
  • Соотношение сигнал/шум >96 дБ
  • MPU-401 игровой/MIDI-порт

Звуковые возможности чипа Canyon3D

  • Поддержка аудиосистем конфигураций 2.0, 4.0, 4.1, 5.1
  • Контроль баланса, паннинг на передние/задние колонки
  • Независимое управление Wave, MIDI и аналоговым сигналом
  • Поддержка Dolby Digital и PCM через SPDIF-выход
  • Поддержка DOS в Real-Mode

Входы/выходы

  • Линейный выход на передние колонки или наушники
  • Линейный выход на задние колонки
  • Микрофонный вход
  • Линейный вход
  • Коаксиальный SPDIF-выход
  • Порт MIDI/джойстик
  • Аналоговый вход с CD-ROM
  • Разъем для подключения модема
  • Разъем RioPort для подключения дочерней платы

3D-звук

  • Обработка до 48 3D-потоков на аппаратном уровне
  • Вертикальное позиционирование
  • Поддержка реверберационного движка I3DL2

Поддержка

  • DirectSound
  • DirectSound3D
  • DirectMusic
  • A3D 1.0
  • EAX 1.0/2.0
  • Sensaura3D

Совместимость

  • Windows 9x
  • Windows NT 4.0
  • Windows 2000
  • DOS

MIDI

  • Поддержка DLS
  • 64 аппаратных голоса
  • 1024 программных голоса

MX400 поддерживает несколько стандартов воспроизводства 3D-звука. Лидирующим является Sensaura3D v очень прогрессивный стандарт, обеспечивающий высокий реализм 3D-звучания. Среди недостатков по характеристикам стоит отметить отсутствие поддержки QSound, тоже очень прогрессивного стандарта.

Конечно, про независимое управление MIDI / wave / аналоговый сигнал и про паннинг передних-задних колонок (фэйд) можно забыть. А также про 4.1 и 5.1 звуковые системы и про SPDIF-выход. По крайней мере, пока люди не сделают нормальные драйвера и утилиты.

Тесты и впечатления

Прежде всего, об установке. Устанавливать карту в корпус так же легко и приятно, как устанавливать к ней драйвера. С установкой вообще никаких проблем не возникло. Для тестирования из Internet были выкачены драйвера 4.12.01.2008 release 1.02.

Стерео

После установки и перезагрузки я слышу шум этой карты. Карта шумит довольно сильно. Конечно, не так сильно, как Genius Sound Maker 128XG, но и не так тихо, как SBLive! Характерность MX400 в том, что эта звуковая карта шумит только на задние колонки. Передние колонки шум не издают. Так что слушать музыку и работать со звуком лучше на передних колонках, а играть v на всех четырех. Кстати, у SBLive! наоборот v задние колонки ведут себя тихо, а передние шумят.

Чуть привыкнув к шуму, запускаем музыкальный компакт-диск. И создается такое впечатление, будто кто-то приглушил звук. Если не считать того, что передние колонки играют намного громче задних, то претензии были следующими: недостаточный паннинг по левому-правому каналу (то есть такое впечатление, что две аудиоколонки поставили вплотную друг к другу) и приглушенность звука, как бы отсутствие сочности.

Кроме всего этого, иногда при смене каких-либо настроек карты уровень звука выставлялся на максимум, и когда, забыв про это, включаешь музыкальный компакт-диск, вспоминаешь разработчиков драйверов самыми добрыми словами.

Помехозащищенность

Поработав со звуковыми картами, я убедился, что необходимо ввести еще и такой параметр, как помехозащищенность карты. Вот представьте себе, что вы сидите в полной тишине со включенными колонками, и вдруг из них раздается щелчок. А чуть позже еще один. Этот недостаток встречается не редко, а даже очень часто. Но у одних карт он проявляется меньше, а у других v больше. Вот MX400 нас не обрадовала хорошей помехозащищенностью. Щелчки проскакивали нередко, а особенно v при каком-нибудь искрении в локальной электропроводке (например, некачественного выключателя). Если работать с этой картой профессионально, придется что-то делать, чтобы улучшить этот параметр.

DOS

Игры работают в DOS box под Windows с небольшими глюками. Иногда это связано со звуком, иногда v простые зависания. Для работы в обычном DOS потребуется специальный драйвер.

MIDI

А вот MIDI понравилось. Лучше, чем у Yamaha 7x4, но все еще недотягивает до SBLive! Но уже можно смело говорить, что даже с четырьмя мегабайтами банков Diamond Monster Sound MX400 может неплохо справляться с проигрыванием MIDI. Вот только жаль, что банки поменять нельзя.

3D-звук

Ни одной программы, демонстрирующей 3D-звук, на диске нет. Есть только ролики в формате QuickTime movie, вырезанные из игрушек. Качество 3D-звука там неплохое, но я сомневаюсь, что звук был вырезан из игр, а не смикширован в какой-нибудь студии.

DirectSound3D

Audio Winbench 99. С помощью этой программы было выяснено, что паннинг на левый и правый канал работает значительно лучше, чем паннинг на передние и задние колонки. Расхваленное вертикальное позиционирование сделано очень плохо, практически неразличимо. А так как оно вообще мало где работает нормально, то можно сказать, что и MX400 в этом отношении не очень-то отстает.

Для этого теста, как обычно, мы использовали игру BattleZone II. Что можно сказать? Балансирование "лево-право" работает отлично, а вот "вперед-назад" работает плохо. По звуку определить расстояние до удаленного объекта сложно как сзади, так и спереди. Однако это был действительно 3D-звук.

Два теста DirectSound3D подтвердили, что здесь у MX400 хромает позиционирование по Z-оси.

A3D1.0

Как ни пытались мы заставить эту карту выдать нам трехмерный звук в игре Quake III, не получилось. Все потому, что эмуляция A3D хорошо показывает себя только в технологических демках.

EAX

С игрой MDK 2 мы уже сталкивались в тесте Genius Sound Maker 128XG. И сейчас, как и тогда, нам не принес наслаждения EAX этой игры. Конечно, это было уже не то ужасное звучание, что выдавал нам Genius, но и до SBLive! ему далеко.

Dungeon Keeper II также поддерживает EAX. И эта игра нас порадовала от души. Реверберация и позиционирование были слышны всюду. И именно так, как хотелось бы. И все же, хоть MX400 и доказал нам поддержку EAX в игре DKII, но все звуки были какие-то прерывистые. Многие глотались, не проигрываясь до конца, многие просто икали во время игры. Это портило все впечатление. Казалось, что карте не хватает мощности, чтобы обработать все потоки, но позвольте v 48 голосов более чем достаточно для DKII в начале игры.

Sensaura 3D

И снова мы возвращаемся в Unreal. Игру, показавшую всю мощь Sensaura3D. Когда я запустил Unreal на Yamaha724, мне очень понравился настоящий 3D-звук, даже на двух колонках. А теперь их v четыре. И, как и ожидалось, я не ошибся. Настоящее погружение в мир трехмерных звуков. Настоящее позиционирование и нарастания-утихания звука по мере того, как ракеты проносятся мимо игрока. Оценка v отлично.

Совсем отдельно нужно упомянуть Unreal Tournament. Эта игра также поддерживает несколько стандартов получения трехмерного звучания, но, в отличие от первой части, здесь модифицированный движок. И весь трехмерный звук, которого на MX400 не так уж и много, становится каким-то неприятным, да и так же, как в игре Dungeon Keeper II, иногда икает и глотается.

Поиграв чуть-чуть и сравнив все, что написано выше, вместе, можно сделать определенные выводы.

Выводы

Мы привыкли, что продолжение хорошей серии видеокарт, процессоров или винчестеров v это, как минимум, некоторые улучшения. Но, видимо, Diamond Multimedia этого не понимает. И считать MX400 логическим продолжением MX300 неправильно. Эта карта могла бы называться MX250 или, на крайний случай, MX330, но не MX400.

Плюсы MX400:

  • Коаксиальный выход SPDIF
  • Возможность расширения дочерней платой
  • Низкая цена
  • Оригинальное исполнение
  • Хорошее MIDI

Минусы MX400:

  • Плохое программное обеспечение
  • Низкое качество DirectSound3D
  • Плохое стерео
  • Шумность
  • Плохая помехозащищенность

Покупать MX400 или нет? Конечно, до тех пор, пока в магазинах можно встретить MX300 и SBLive!, этот вопрос будет мучать многих. Несомненно, эта звуковая карта лучше многих дешевых, что находятся в диапазоне 20 долларов. Но спорить с "гигантами" ей все еще не под силу. И как это часто бывает у S3/Diamond, все дело в драйверах.

xonic2000@aport.ru, Дмитрий Овчинников



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты