16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Видеокарта на кристалле 3Dfx Banshee

09.02.2000

Banshee в кельтской мифологии - божество очень злобное, дьявольское

Знакомство с видеоакселераторами четвертого поколения продолжается. Карта на кристалле 3Dfx Banshee не произвела на нас, сотрудников технического отдела компании MicroXperts демонического впечатления. Очень хорошее изделие, заслуживающее самой высокой оценки.

Компания 3Dfx Interactive стремительно ворвалась на компьютерный рынок со своим чипсетом Voodoo, который, кстати, до сих пор пользуется спросом. Первоначально набор Voodoo был разработан специально для Пентагона, а затем его адаптировали под бытовой компьютерный рынок. Отдельно стоящий акселератор имеет свои ограничения на рынке, поэтому через некоторое время был выпущен следующий чипсет под названием VoodooRush, который представлял из себя набор чипов для производства законченной видеоплаты. Однако скорость комплекта оказалась ниже, чем обещалось, и проект VoodooRush не приобрел такого количества поклонников, как Voodoo. Следующим шагом 3Dfx Interactive стал чипсет Voodoo2.

Как и Voodoo, он предназначен для создания отдельно стоящей платы (или двух), включающейся в разрыв видеосигнала и использующейся исключительно для игр. Создание полноценного 20/30-акселератора Banshee стало, таким образом, очевидным логическим шагом разработчиков. Напомню, что в наборе Voodoo2 задействовано три кристалла: два одинаковых текстурных процессора и один точечный. Banshee плотно использует обкатанную технологию Voodoo2, только вместо одного текстурного процессора поставлен мощнейший 128bit 20-ускоритель. Весь этот набор втиснут в один BGA -корпус. Чип Banshee работает с памятью SDRAM или SGRAM объемом 16 MB. Встроенный RAMDAC 250 MHz обеспечивает максимальное разрешение 1920х1440 при частоте 60 Hz. В таблице приведены рабочие режимы микросхемы.

Карта показала великолепную, почти мистическую производительность, как под серьезными приложениями, так и в играх. Карты, которые попали к нам на тестирование (производство Cardex и ColorPower) выполнены в AGP-версии, хотя могли бы легко производиться в PCI, так как Banshee использует режим AGP1x. Для современного компьютерного мира это очень нетипично и кажется недостатком. С другой стороны, Voodoo2 базируется на PCI-шине, и, видимо, реализовать прямое перетаскивание технологии в новый чип иначе было невозможно. О производительности в игровых приложениях стоит поговорить особо. На данный момент используются 3 основных API = Direct3D, OpenGL и Glide. Причем, если Direct3D и OpenGL - относительно универсальные библиотеки, то Glide используется только для 3Dfx-ускорителей, это их собственный программный модуль. Многие пользователи путают все API и называют любое 3D ускорение 3Dfx ускорением, и это абсолютно неправильно и свидетельствует лишь о популярности продукции 3Dfx Interactive. Чипсет Banshee универсален, в отличие от всех других акселераторов он поддерживает все современные API. Мало того, существующие игры могут работать под разными библиотеками, но, как правило, обязательно имеют Glide порт. Дело в том, что библиотека Glide = это очень небольшая программная прослойка между ускорителем и системой по сравнению с другими API. Так, для Glide нужно написать 1500 строк оптимизирующего программного кода на языке C++, для Direct3D = больше 3500 строк, а для OpenGL больше 5500 строк. Понятно, что, чем меньше строк, тем меньше ошибок и глюков. Но за удобство и скорость надо платить, Glide не может на сегодняшний момент работать в окне и не поддерживает глубину цвета больше 16 bit. Как игровые приставки чипсеты Voodoo оптимальны, больше ничего и не требуется, но для серьезной работы используются два других API. Таким образом, на данный момент и в ближайшие полгода чипсет Banshee может оказаться наиболее правильным выбором за счет своей универсальности.

Теперь о проблемах. В отличие от, скажем, карт на базе S3 Savage3D или lntel740 установка Banshee примитивна и не вызывает вообще никаких затруднений ни на одной опробованной нами материнской плате. Возможно, мы что-то не заметили, но как-то все с ходу заработало. Сложность в другом. Чип выполнен по технологии 0,35 микрон, а элементов натолкали туда много, вследствие чего микросхема очень сильно греется и требует наличия большого радиатора или даже вентилятора на чипе. Если поставить видеокарту в небольшой корпус и не создать ей условия для обдува, она будет перегреваться. Не исключено, что при некоторых условиях в корпус надо будет ставить дополнительный вентилятор, это немного забавно. Что ж, в каждой избушке свои погремушки, и с ними приходится считаться.

Разрешение Цвет (bit) Мах частота
кадровой развертки (Hz)
640x480 8/16/24/32 250
720x480 8/16/24/32 200
720x576 8/16/24/32 200
800x600 8/16/24/32 200
1024x768 8/16/24/32 160
1152x864 8/16/24/32 160
1280x960 8/16/24/32 120
1280x1024 8/16/24/32 120
1600x1200 8/16/24/32 85
1792x1344 8/16/24/32 75
1856x1392 8/16/24/32 60
1920x1440 8/16/24/32 60

Дмитрий Кучинский



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты